«Справочник по ремонту велосипедов»
Трансмиссия
Трансмиссия велосипеда включает в себя детали, передающие на заднее колесо силу, прилагаемую велосипедистом для вращения педалей. Сюда входит каретка, шатуны и цепные колеса, педали, цепь и механизм свободного хода со звездочками. Механизм переключения передач, которые многие считают также частью трансмиссии, мы детально рассмотрим в главе 7.
Детали трансмиссии на горном велосипеде. На фотографии также показаны основные компоненты системы механизма переключения передач, речь о которых пойдет позднее, в главе 7.
°°°
Шатуны
В настоящее время практически все велосипеды оборудуются бесшовными алюминиевыми шатунами. Выпускаются, конечно, модели с составными шатунами, но очень редко. Бесшовные шатуны монтируются на квадратные конусообразные валы и фиксируются болтами или гайками (в зависимости от модели вала). Поскольку крепление болтами объективно лучше крепления гайками, советую вам при покупке велосипеда обращать на эту деталь особое внимание — дело в том, что в этом случае заменять каретку гораздо легче.
Гайка или болт, крепящие шатуны, закрыты пылезащитными колпачками для предохранения находящейся внутри резьбы. Резьба позволяет легко снимать шатуны для ремонта или замены. Снимаются шатуны специальным съемником. Правый шатун имеет фиксирующее кольцо (или деталь, называемую «пауком»), к которому болтами крепятся цепные кольца.
Съемник состоит из двух совмещаемых деталей: ключа для болтов и собственно съемника. Болты используются разные — 14-миллиметровые на дешевых моделях велосипедов, 15-миллиметровые на более качественных и 16-миллиметровые на очень хороших велосипедах, к примеру, моделях ТА и Stronglight. Съемник вставляется в резьбовое отверстие крепежного болта и вкручивается в него, после чего шатун снимается с вала. Владельцам велосипедов, где крепежные болты имеют размер в 22 мм, я советую приобрести съемник фирмы Campagnolo, оборудованный раздельными ключами с длинными ручками.
На моделях ТА и Stronglight шатуны крепятся болтами размером в 23 мм, что требует особого инструмента для их съема.
На некоторых велосипедах Campagnolo и на старых моделях Shimano шатуны крепятся не болтами, а с помощью особой системы, требующей одного ключа. В этом случае шатуны снимаются ключом-шестигранником (6-миллиметровым для моделей Shimano и 7-миллиметровым для моделей Campagnolo). Здесь шатун просто откручивается и снимается. Предупреждаю вас — каким бы методом вы ни пользовались, не пытайтесь снять с шатуна вставку. Если она ослабнет, снимите ее, прочистите резьбу и вставьте обратно, смазав отверстие анаэробным адгезивом-уплотнителем, например марки Loctite blue.
Поскольку мягкий алюминий имеет тенденцию деформироваться, шатуны на новом велосипеде необходимо подкручивать каждые 40 км в течение первых 200 км пробега. Поэтому вам необходимо всегда иметь с собой ключ для болтов, на которых крепятся шатуны. Кроме того, при повреждении шатунов и при регулировке (или ремонте) каретки шатуны необходимо снимать.
При падении с велосипеда шатун может согнуться. Прежде чем выбрасывать его, обратитесь в мастерскую — шатуны можно восстановить. Тех, кто подумывает о восстановлении шатунов своими силами, я должен предупредить — оборудование для этого вида работ стоит очень дорого, так что разумнее либо купить новый шатун, либо обратиться к механику.
°°°
|