«Справочник по ремонту велосипедов»
Трансмиссия
Трансмиссия велосипеда включает в себя детали, передающие на заднее колесо силу, прилагаемую велосипедистом для вращения педалей. Сюда входит каретка, шатуны и цепные колеса, педали, цепь и механизм свободного хода со звездочками. Механизм переключения передач, которые многие считают также частью трансмиссии, мы детально рассмотрим в главе 7.
Детали трансмиссии на горном велосипеде. На фотографии также показаны основные компоненты системы механизма переключения передач, речь о которых пойдет позднее, в главе 7.
°°°
Составные шатуны
Крепление составного шатуна показано на рис. 6.3. Такие шатуны ставятся на некоторых велосипедах, а раньше ставились на велосипеды высшего класса. Если шатун разболтался, подтяните гайку. Если шатун не крепится или вы собрались менять его, снимите гайку и, уперев шатун в твердый предмет, выбейте шплинт. Если вы собрались,менять шплинт, то при покупке обязательно имейте при себе для сравнения старый — шплинты отличаются по размерам.
Инструмент и принадлежности:
• ключ, совпадающий по размерам с гайкой
• молоток
• твердый предмет для упора шатуна
Процедура съема:
1 Открутите гайку так, чтобы шплинт находился внутри гайки на расстоянии примерно в 1,5 мм от ее верха (два полных оборота).
2 Уперев шатун в твердый предмет, вбейте гайку так, чтобы она касалась шатуна.
3 Полностью открутите гайку, выбейте шплинт, снимите шатун.
Процедура установки:
1 Оденьте шатун на вал. Следите за тем, чтобы отверстие в валу было соосно с резьбой на валу. Вал с цепным колесом или креплением цепного колеса должен находиться на правой стороне (там, где цепь) велосипеда.
2 Установите шплинт на вал (через большое отверстие, которое легко определить на глаз или просто путем проверки самим шплинтом). Плоскую сторону шплинта следует выровнять относительно резьбы на валу.
3 Уперев шатун в твердый предмет, вбейте шплинт так, чтобы его резьбовой части оказалось достаточно для установки на ней шайбы и гайки, после чего крепко затяните гайку. Снова вбейте и еще раз подтяните гайку.
Примечание
Если шплинт деформирован или его резьба стерлась настолько, что гайка не закручивается, его следует заменить шплинтом того же диаметра (помните, что на шатунах используются шплинты разного размера). Если купить новый шплинт по каким-либо причинам невозможно, можете навернуть контргайку — в таком положении шатун прослужит некоторое время. Если шплинт деформирован не очень сильно, его можно оставить, спилив его выступающую плоскую часть. Подтягивайте гайку каждые 40 км пробега. Если шатун по каким-либо причинам приходится менять, покупайте новый с таким же диаметром отверстия для вала и с такой же резьбой для педали, как и на старом.
°°°
|