Главная » Статьи » Роб Ван дер Плас

Справочник по ремонту велосипедов(Роб Ван дер Плас) глава 8



«Справочник по ремонту велосипедов»

Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
     Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
     На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
     Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.

Планетарная передача.

°°°


Уход за втулочной передачей
     Если втулочная передача начинает барахлить, это вовсе не означает, что в ее механизме есть неполадки, скорее всего неполадки начались в самом управлении, а именно — разболтались направляющие троса или на тросе появились зазубрины. Поэтому прежде чем начинать разбирать втулку, проверьте трос.
     Большинство моделей, выпускаемых фирмой Sachs, смазывать не нужно, их механизмы выходят из строя только в одном случае — когда втулка перегревается; это происходит на моделях с тормозной системой, срабатывающей от обратного вращения педалей. В данном случае втулку рекомендуется снять, набить в подшипники специальную смазку от того же производителя. Большинство других моделей оборудованы масляными ниппелями. Смазывать их нужно либо раз в три месяца (капнуть 10 капель легкого масла), либо когда втулка начинает плохо работать — скрипит, поворачивается неравномерно или с трудом.
     На трехскоростных моделях ножной велосипедный тормоз можно снять, разобрав весь механизм и удалив секционную цилиндрическую тормозную крышку вместе с тормозным конусом (детально этот процесс описан в главе 10).
     В настоящее время модели с системой Sturmey-Archer с встроенным барабанным тормозом не имеют уплотнительной шайбы, отделяющей тормоз от передачи. В результате, если велосипед лежит на левой стороне, масло попадает в тормозной барабан и разрушает тормозные колодки. Как правило, производитель не проводит смазку механизма втулки — предполагается, что это сделает владелец после покупки велосипеда. Естественно, такие велосипеды не следует класть на левую сторону.

°°°


Регулировка трехскоростной втулки Sturmey-Archer
     На втулках такого типа трос соединен с очень маленькой цепью, которая выходит из правой гайки на втулке. Точность регулировки здесь проверяется правильностью выверки, что можно увидеть через отверстие в гайке. Обычно регулировка не требует никакого инструмента, если не считать пассатижей, да и то в случае, если регулировочная гайка или втулка натянуты слишком сильно.

Процедура:

1 Установите, в порядке ли трос или ролики, закреплены ли направляющие и стопоры.
2 Если вы более 3 месяцев не смазывали втулку, то прежде всего смажьте ее через ниппель, затем, приподняв заднее колесо, несколько раз проверните педали на каждой передаче.
3 Проворачивая шатуны хотя бы на половину оборота, установите рычажок манетки в нормальное положение (N или 2).
4 Посмотрите в отверстие в правой гайке на оси. Втулка считается правильно установленной, когда плечо внутренней шпонки, с которой соединена цепь, точно выверено относительно оси.
5 Если есть необходимость, отрегулируйте натяжение троса регулировочной гайкой или втулкой. Для этого ослабьте контргайку, поверните внутренний корпус с резьбой относительно шпонки (у нее также есть резьба) и, удерживая в этом положении корпус, затяните контргайку.
6 При необходимости проверьте и снова отрегулируйте.

°°°


Регулировка трехскоростной втулки Sachs 
     На моделях велосипедов выпуска начиная с 1975 г. нейтрального положения скоростей нет. Как следствие на них не возникает такой проблемы, как потеря трансмиссии, однако возможно, что включится не та передача, которая выбрана. Регулировка в этом случае проводится на высокой передаче, и никаких инструментов для этого не требуется.

Процедура:

1 Проверьте правильность работы манетки, троса, его направляющих и стопоров — они не должны болтаться. Исправьте неполадку.
2 Проворачивая шатуны минимум на половину оборота, переместите рычажок манетки в положение «высокая передача» (Н или 3).
3 Отрегулируйте натяжение троса регулировочным устройством, зажатым на зубчатом стержне. Нажмите на шпонку и переместите его вверх или вниз, одновременно удерживая рукой зазубренный стержень, слегка подтяните трос и отпустите шпонку, зафиксировав механизм.

4 При необходимости повторите операцию.

°°°


Регулировка трехскоростной втулки Shimano
     На таких втулках управление осуществляется при помощи коленного рычага или шарнирного механизма, установленного на левой стороне втулки.
     Шарнирный механизм имеет несъемную контргайку и устанавливается таким образом, чтобы вращательное движение выравнивалось с тросом. Для этого вам, возможно, потребуется немного ослабить контргайку, отрегулировать положение коленчатого рычага и, удерживая его, затянуть контргайку. Дальнейшая регулировка инструмента не требует.

Процедура:

1 Проверьте правильность работы и соединения манетки, коленного рычага, троса, его направляющих и стопоров. При необходимости исправьте неполадки.
2 Проворачивая шатуны минимум на половину оборота, переместите рычажок манетки на высокую передачу (N или 2).
3 Если передачи отрегулированы правильно, в окне коленного шатуна вы увидите полностью букву N (или цифру 2).
4 Если передачи отрегулированы неправильно, отрегулируйте механизм установки троса на коленном рычаге так, чтобы буква или цифра стали видны в окне коленного рычага.
5 Приподнимите колесо и, проворачивая шатуны, попеременно проверьте работу всех передач. Если нужно, повторите регулировку.

°°°


Пятискоростные втулки
     Пятискоростные втулки включают в себя две планетарные передачи, каждую со своими механизмами управления. Выпускают их фирмы Sturmey-Archer и Sachs. Вариант Sturmey-Archer выпускается как со встроенными барабанными тормозами, так и без них. Sachs производит модели не со встроенными, а с отдельными тормозами - барабанными, работающими от натяжения троса, и с ножным тормозом.
     На более современных велосипедах с пятискоростными втулками ставятся не две отдельных манетки, а одна, которая управляет двумя тросами. Такая система, хотя и более простая в эксплуатации, чаще выходит из строя и сложнее регулируется. Основная проблема здесь состоит в том, что манетки изготавливаются из довольно хрупкого материала - пластмассы, армированной волокном, поэтому они частенько ломаются, особенно в точке закрепления ниппеля на тросе. Правда, если такую систему почаще разбирать и густо смазывать маслом от того же производителя, большинства проблем можно избежать.

°°°


Регулировка пятискоростной втулки Sturmey-Archer
     Большинство вариантов данной втулки имеют на левой стороне коленно-рычажный механизм, а на правой стороне - такую же гайку с отверстием, как и на некоторых трехскоростных моделях. Проверьте, свободно ли двигается трос, прочно ли установлены стопоры троса, правильно ли выверены относительно друг друга коленный рычаг и управляющая цепь. Если в течение последних трех месяцев вы не смазывали втулку, обязательно сделайте это сразу же, после чего проверьте ее работу. Для последующей регулировки инструмента вам не потребуется.

Процедура для моделей с двумя раздельными манетками:

1 Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота. Установите левую манетку в положение, соответствующее натяжению троса.
2 При необходимости отрегулируйте трос так, чтобы он не провисал, но и не был сильно натянут.
3 Установите правую манетку в промежуточное положение.
4 Нажмите на левую манетку так, чтобы она полностью натянула трос.
5 Проверьте работу всех передач. Если какая-то из них не включается, слегка подкрутите правое регулировочное устройство - ослабьте или подтяните.

Процедура для моделей с одной манеткой:

1 Установите механизм переключения передач на четвертую передачу.
2 Отрегулируйте правый механизм в соответствии с инструкцией для трехскоростных втулок.
3 Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота, установите манетку на пятую передачу.
4 Сейчас левый трос должен быть натянут, если он провисает - отрегулируйте его.
5 Проверьте работу всех передач и при необходимости снова отрегулируйте их.

°°°


Регулировка пятискоростной втулки Sachs
     Такая втулка управляется только одной манеткой. Никаких инструментов для ее регулировки не требуется. Здесь следует регулярно проверять работу и состояние тросов, манетки, направляющих и стопоров. Если на старой модели велосипеда манетка постоянно барахлит, ее следует заменить.

Процедура:

1 Приподнимите колесо и, провернув шатуны как минимум на половину оборота, установите пятую передачу.
2 Ослабьте на обоих концах троса зажима для того, чтобы обе стороны втулки ослабли.
3 Приподнимите колесо и проверните шатуны вперед хотя бы на половину оборота.
4 Установите зажимы троса на шпонки, тросы не должны провисать, но и не должны быть натянутыми.
5 Приподнимите колесо и, провернув шатуны на половину оборота как минимум, установите первую передачу.
6 Проверьте работу велосипеда на первой передаче.
7 Если первая передача не держится, перейдите на четвертую передачу и подтяните ослабленные тросы на один паз, повторив пп.5-7 настоящей инструкции до тех пор, пока не будет прочно держаться первая передача.
8 Последовательно проверьте работу всех передач, при необходимости отрегулируйте их.

°°°


Замена манетки или троса:
     Если устранить неполадку не удается смазкой и регулировкой, манетку или трос необходимо менять. Если и после замены неполадка остается, значит, все дело в плохой работе механизма втулочной передачи. В таком случае я бы вам рекомендовал не мучаться со втулкой, а сразу менять все колесо вместе с ней - так будет и спокойнее, да и дешевле. Потом, когда у вас будет настроение, вы сможете поразбирать старое колесо, познакомиться с работой механизма втулки поближе. Не исключаю, что вам, возможно, удастся и обнаружить неполадку.
     Заменяя манетку или трос, необходимо помнить, что каждый из них сделан под втулку того же производителя. Правда, есть и адаптеры, которые позволяют использовать трос одного производителя с регулировочным механизмом другого. Если на вашем велосипеде установлена трехскоростная втулка, вам необязательно устанавливать манетки той же фирмы. Пятискоростная втулка может управляться двумя раздельными трехскоростными манетками любой фирмы, а не только той, что сделала втулку. Что касается инструментов, то из них вам понадобятся только отвертка и разводной ключ.

Процедура съёма:

1 Ослабьте регулировочный механизм троса на втулке.
2 Слегка подтяните трос назад, к манетке, трос должен слегка провиснуть.
3 Толкните рычажок манетки назад насколько возможно и вытащите из углубления ниппель.
4 Вытяните трос из манетки, снимите с направляющих и стопоров.
5 Снимите ту часть, которую вы хотите заменить (манетку или трос).

Процедура установки:

1 Внимательно устанавливайте рычаг - он должен находиться в правильном положении.
2 Втолкните рычаг манетки насколько возможно, а если у вас пятискоростная манетка, то откройте ее. Вставьте внутрь ниппель и закрепите его в углублении в манетке.
3 Слегка натяните трос и установите его на направляющих и стопорах.
4 На втулке прикрепите трос к регулировочной цепи и коленно-рычажному механизму.
5 Отрегулируйте передачи в соответствии с вышеприведенной инструкцией.

°°°


Регулировка втулочных подшипников
     Подшипники на передающей втулке нуждаются в таком же уходе, как и любые другие. Регулировать их достаточно просто, если, конечно, у вас есть специальные ключи от той же фирмы-производителя. Как правило, они прилагаются к велосипеду. Втулочный подшипник, как и любой другой, состоит из чашки и конуса и регулируется с левой стороны втулки.

Процедура:

1 Ослабьте гайку на левой стороне втулки, повернув ее влево на 2-3 оборота.
2 Ослабьте контргайку, повернув ее влево на 1-2 оборота.
3 Сначала затяните полностью регулировочную гайку конуса, затем открутите ее влево на четверть оборота.
4 Удерживая регулировочную гайку в этом положении, затяните контргайку.
5 Затяните осевую гайку, при этом колесо должно быть сцентрировано.
6 Проверьте подшипник - он не должен болтаться, но и не должен быть слишком затянут. При необходимости повторите регулировку.

°°°


Регулировка семискоростных втулок
     Семискоростные втулки со встроенным ножным тормозом производятся фирмами Sachs и Shimano. Обслуживание их мало чем отличается от обслуживания пятискоростных моделей. Механизм модели Shimano расположен в узком диске, установленном между цепью и правой стороной втулки. В данном случае, если требуется снимать колесо, нужно отсоединять и тросы, а впоследствии, при их установке, регулировать передачи.

Процедура регулировки:

1 Убедитесь, что трос не поврежден.
2 Установите первую передачу и проверните шатуны на один полный оборот.
3 На моделях Shimano натяжение троса обеспечивается регулирующей гайкой или втулкой.
4 Переключая со скорости на скорость, установите первую передачу, после чего окончательно отрегулируйте трос.

°°°


Регулировка хода передачи
     Хотя на втулочной передаче соотношение между передачами изменить нельзя, сам ход сместить вверх или вниз можно. Делается это заменой звездочки на более мелкую или более крупную, с меньшим или большим количеством зубцов соответственно. В настоящее время большинство систем оборудуется цепным колесом с 46 зубьями спереди, и звездочкой с 22 зубьями сзади.
     Полный ход передач можно уменьшить (для увеличения передач, позволяющих эффективнее преодолевать подъемы) за счет замены звездочки, имеющей, к примеру, 23 или 24 зубца. И наоборот, ход можно увеличить, установив сзади звездочку с 20 или 21 зубцами. Такие незначительные изменения можно делать, не изменяя длину цепи, нужно просто чуть сместить колесо вперед или назад. Если же цепь или мала, или провисает - см. главу 6, где описана процедура уменьшения и увеличения звеньев цепи.

°°°


Осмотр и ремонт втулки
     Хотя и трехскоростные, и даже пятискоростные втулки по сравнению с другими велосипедными узлами и не сложны по конструкции, и не дороги, я бы посоветовал, даже в случае, когда нельзя устранить ни смазкой, ни регулировкой, не выбрасывать их, а попробовать отремонтировать. Дело в том, что сама втулка - вещь дешевая, а вот процесс разборки колеса, неизбежный при замене втулки, отнимет у вас много денег и, даже если вы обратитесь в мастерскую, ещё и времени. Однако детально я на этом процессе останавливаться не буду, поскольку моделей втулок много и процедуры разные.
     Гораздо разумнее будет напомнить вам о необходимости ухода за втулкой, если вы ее смазываете, проверяете её работоспособность и регулируете, больших проблем у вас с ней не будет.

Процедура:

1 Отсоедините трос управления от втулки, снимите колесо с велосипеда.
2 Снимите управляющий стержень или коленный рычаг.
3 Положите колесо на стол стороной, где находится цепь, вверх.
4 Снимите звездочку (см. главу 6, Трансмиссия).
5 Снимите контргайку и стопорную шайбу.
6 Снимите конус подшипника и все другие детали, которые можно снять.

     Дальше действуйте в зависимости от того, какая у вас модель велосипеда. Работайте не спеша, запоминайте расположение деталей, а лучше всего - записывайте последовательность их установки. Процесс трудоемкий, но скажу вам в качестве утешения - я сам до сих пор так поступаю.
     Замените изношенные и деформированные детали, смажьте их перед сборкой. Механизм свободного хода устанавливайте в соответствии с инструкцией, приведенной в главе 6. Тщательно отрегулируйте подшипники. После того как вы все собрали и установили на велосипед колесо, отрегулируйте передачи.

°°°


<——  Назад     ♦♦♦♦♦    Вперёд  ——>

***************************************************************************************************************************************************


Категория: Роб Ван дер Плас | Добавил: Неугомоный (01.03.2015)
Просмотров: 3009 | Теги: Роб Ван дер Плас
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮНЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •  
    * * * Кувшин с золотом * * * Стенька — атаман-воитель* * *Японская книжка про какашки* * *Почти всё о собаках* * *«Динозавры»* * *Счастья всем* * *Капустница* * * Конструкции зимних удочек с поплавком * * * Опыты без взрывов * * * «Мастерок» * * * Весёлые картинки* * *Полёт кондора* * *Ордос — крупнейший город-призрак Китая* * *Шахмоты* * *Заходер Б.В.* * *Аким Я.Л.* * * Шумов И.Х. * * * Всё о воблерах * * * Век лови – век учить * * * Спортивная оснастка поплавочной удочки* * *Большое омулёвое сафари* * *Маленькие круглые вязаные подушки* * *Ловлю только линя* * *Озеро «свое» и другие* * *Поговорим о квоке* * * Плетение бисером * * * Как вырастить рыбу * * * Семейный корень.. * * * Справочник по ремонту велосипедов* * *Белорусская сказка* * *Кумихимо* * *Братья Сафроновы* * *Липгрипы* * *Как молоды мы были...* * * «Мишутка» * * * Вам, автолюбители! * * * Воздушный разведчик * * * Г.М. Цыферов* * *ЮТ* * *Ручное изготовление ювелирных украшений* * *Джеёмс Дрисколл* * *Необыкновенные черепашки* * *BICYCLES* * * Михалков С.В. * * * Стоматология * * * Коринец Ю.И. * * * Спиннинговые оснастки* * *Очумелые ручки* * *Основы рукоделия* * *Математический тренинг* * *Самоделки: Блесны и другое...* * *Опа?рыш* * * Паслён * * * А.М. Волков * * * Оливье Ганьян * * * Воблер из эпоксидки* * *Поплавочные удочки* * *Не от скуки - на все руки!* * *Пётр I Алексе?евич* * *Станок для бисероплетения своими руками* * *Легенда: Наследие Драконов* * * Ловля на вертушки и колебалки * * * М.Е. Салтыкова-Щедрина * * * Вторая жизнь вещей * * * Джида* * *Ароматизированные блесны* * *Стихи * SHUM* * *Бунин И.А.* * *Ю.В. Соколов* * *Стали офицерами* * * К.И. Чуковский * * * Скок-скок козочка * * * Простейший транзисторный приёмник * * * Три детали – три прибора* * *Держи связь!* * *Жанна Агузарова* * *Зимняя ловля окуня на балду* * *Проделки братца Кролика* * *Эти вещи?* * * Рыболов-библиофил * * * А.Е. Шепиловский * * * И стал посёлок ГОРОДОМ * * * Люди нашего города* * *Слоны* * *Береснёв А.М.* * *«Мурзилка»* * *Кэрригер Салли* * *Навратил Ян* * * Русская сказка* * * Шахматы* * * На гладком льду* * * С ведром за мотылем * * *