Главная » Статьи » Роб Ван дер Плас

Справочник по ремонту велосипедов(Роб Ван дер Плас) глава 9



«Справочник по ремонту велосипедов»

Ободные тормоза

Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.

     Все тормоза, действующие на обод колеса, имеют тормозные колодки, которые и прижимаются к ободу. Среди суппортных систем, устанавливаемых на дорожные велосипеды, различаются тормоза с боковым и центральным натяжением, представляющие собой цельные блоки. Горные велосипеды, гибриды и туристические велосипеды оборудуются суппортными и кулачковыми тормозами. Состоят они из отдельных тормозных рычагов, которые монтируются на выступ, напаянный или приваренный к передней вилке, а также на нижней или верхней задней вилке. Также выпускаются плоские консольные тормоза, которые не выдаются вперед наподобие обычных моделей.
     В задней части велосипеда консольные тормоза чаще всего устанавливаются на верхней задней вилке, за исключением горных велосипедов, где они монтируются под нижней задней вилкой. На горных велосипедах также используются тормозные системы с центральным натяжением; так называемые U-образные, с раздельными тормозными рычагами, закрепленными на раме или на передней вилке.
     Все тормоза указанного типа соединяются с управляющим (тормозным) рычагом при помощи гибкого бауденовского троса. Обычно левым рычагом управляются передние тормоза, а правым — задние, однако при желании эти функции можно легко поменять.
     На многих горных велосипедах трос передних тормозов проходит либо по ролику, установленному под рулем, либо через отверстие в руле. Оба решения не совсем удачные, так как если вы захотите изменить положение руля, вам придется регулировать и тормоза. Лучше всего установить на руле анкер и зажать его на рулевой колонке стопорной шайбой и контргайкой.
     Консольные тормоза, тормоза с центральным натяжением и U-образные тормоза имеют соединительный трос, так называемый опорный трос, расположенный между двух рычагов. Для того чтобы две стороны тормоза хорошо сжимались и прилагали адекватную силу на обод, этот трос должен быть максимально коротким, то есть верхний угол тросового треугольника необходимо делать максимально большим. Модели Shimano не имеют обычного опорного троса: на них основной трос проходит к одному рычагу, тогда как второй соединяется с ним коротким тросом с соединительным зажимом.

Тормоз с боковым натяжением (слева) и консольный тормоз (справа).

°°°


Уход за тормозами и их ремонт

     С точки зрения ухода и ремонта тормоза следует считать цельными системами, каждая из которых состоит из рычагов, управляющих тросов и различных установочных деталей и, разумеется, собственно тормозов. Фактически все неполадки с тормозами происходят из-за несоответствия некоторых компонентов основной тормозной системе. Как следствие, к каждой проблеме следует подходить системно, пытаясь устранить неисправность по мере проверки работы каждого компонента.
     Если тормоза барахлят, то есть торможение происходит не сразу, если они скрипят или во время торможения происходит вибрация, это означает, что скорее всего обода сильно загрязнились или на них попало масло, либо какие-то детали, включая тормозные колодки, сместились. В данном случае прежде всего необходимо проверить обода, затем крепление тормозных колодок, тросов и остальных деталей, включая анкер и рычаги. Если обод имеет вмятину, его нужно заменить, в других случаях можно обойтись мелким, несложным ремонтом.

Типы ободных тормозов.

°°°


Регулировка тормозных колодок

     Этим простым действием зачастую можно не только устранить мелкие и крупные неполадки — шумы в тормозной системе, вибрацию и слабое торможение, но и предотвратить серьезные проблемы. По мере износа тормозных колодок их положение относительно обода изменяется. На консольном тормозе колодки смещаются радиально внутрь, от обода к спицам, на всех других тормозах они смещаются вверх, к шинам. Если колодки не регулировать, то они могут повредить или спицы, или шины, поскольку будут надавливать на них, а не на обод.
     Для того чтобы этого не произошло, вполне достаточно просто систематически проверять работу тормозных колодок (см. ниже), проверять и регулировать их положение относительно обода.
     Регулировать колодки нужно, кроме того, и в том случае, когда передний край тормозной колодки расположен на 1—2 мм ближе к ободу, чем задний. Если этого не сделать, деформируется тормозной рычаг, в результате чего задняя часть тормозной колодки начнет очень быстро изнашиваться. Регулировка поможет равномерно распределить силу торможения по всей плоскости тормозной колодки.

Инструмент и принадлежности:

• пассатижи
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9 мм

Процедура:

1 Ослабьте гайку или болт, которым тормозная колодка крепится к тормозу, открутив их примерно на 1 оборот.
2 Слегка надавите рукой на соответствующий тормозной рычаг и сместите тормозную колодку, как показано на рисунке, надавите на рычаг посильнее. Возможно, вам потребуется повернуть тормозную колодку и лежащие под ней сферические и чашеобразные шайбы или иные устройства, использующиеся для угловой регулировки.
3 Вставьте небольшой кусок картона толщиной примерно 1 мм между тормозной колодкой и ободом так, чтобы его край выступал примерно на 12 мм за край колодки.
4 Плотно прижав тормозную колодку к ободу пассатижами так, чтобы она стояла правильно и не смещалась, полностью закрутите болт.
5 Проверьте правильность работы тормозной колодки, при необходимости еще раз отрегулируйте ее.

Регулировка тормозных колодок

°°°


Тестирование тормозов

     Проверка установки и эффективности работы тормозов должна проводиться регулярно, примерно раз в месяц, в нормальных условиях эксплуатации велосипеда по нижеописанной процедуре. Основная идея проверки состоит в том, чтобы определить соответствует ли сила торможения допустимым нормам, несоответствие которым может привести к нарушению геометрии велосипеда. В данном случае никаких инструментов вам не потребуется.

Процедура:

1 Покатайтесь на велосипеде со скоростью быстро идущего пешехода (примерно 8 км/ч) по ровной дороге (не по проезжей части).
2 Сильно нажмите на рычаг заднего тормоза. Если заднее колесо остановилось, значит сила торможения нормальная (3,5 м/с2 .)
3 Теперь так же проверьте передний тормоз, но будьте осторожны, не разгоняйтесь слишком сильно — я не хочу, чтобы вы перелетели через руль. Если заднее колесо начинает приподниматься, значит, сила торможения составляет не менее 6,5 м/с2, что очень нормально. Большего вам, во всяком случае, не потребуется. Если вы еще не отпустили рычаг переднего тормоза, то теперь самое время это сделать.

В момент торможения примерно такое расстояние должно сохраняться между рулем и тормозным рычагом.

°°°


Внешний осмотр тормозной системы

Если один из тормозов не прошел тестирование, проверьте всю тормозную систему и при необходимости отрегулируйте ее. Сам по себе внешний осмотр никаких инструментов не требует, но кое-что вам может понадобиться для регулировки отдельных узлов и устранения неполадок.

Процедура:

1 Посмотрите, нет ли на ободе и тормозе грязи — влажная земля на них сведет пользу от всей операции к нулю. Очистите обод тряпкой, а тормозную колодку — плотной щеткой или проволочной теркой.
2 Проверьте тросы — они не должны быть деформированы или перегнуты. Если на вашем велосипеде установлена гидравлика или вытяжные стержни, проверьте их установку и работу. Очистите тросы, при необходимости смажьте их или даже замените, если они плохо работают. Отремонтируйте или замените все изношенные или плохо функционирующие детали.
3 Проверьте прочность установки тормозных рычагов, в момент торможения между ними и рулем должно сохраняться минимальное расстояние в 2 см. Если потребуется, открутите их, смажьте или замените изношенные детали. В крайних случаях замените весь узел рычага.

°°°

<——  Назад     ♦♦♦♦♦    Вперёд  ——>

***************************************************************************************************************************************************


Категория: Роб Ван дер Плас | Добавил: Неугомоный (01.03.2015)
Просмотров: 1162 | Теги: Роб Ван дер Плас
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮНЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •  
    * * * Кувшин с золотом * * * Стенька — атаман-воитель* * *Японская книжка про какашки* * *Почти всё о собаках* * *«Динозавры»* * *Счастья всем* * *Капустница* * * Конструкции зимних удочек с поплавком * * * Опыты без взрывов * * * «Мастерок» * * * Весёлые картинки* * *Полёт кондора* * *Ордос — крупнейший город-призрак Китая* * *Шахмоты* * *Заходер Б.В.* * *Аким Я.Л.* * * Шумов И.Х. * * * Всё о воблерах * * * Век лови – век учить * * * Спортивная оснастка поплавочной удочки* * *Большое омулёвое сафари* * *Маленькие круглые вязаные подушки* * *Ловлю только линя* * *Озеро «свое» и другие* * *Поговорим о квоке* * * Плетение бисером * * * Как вырастить рыбу * * * Семейный корень.. * * * Справочник по ремонту велосипедов* * *Белорусская сказка* * *Кумихимо* * *Братья Сафроновы* * *Липгрипы* * *Как молоды мы были...* * * «Мишутка» * * * Вам, автолюбители! * * * Воздушный разведчик * * * Г.М. Цыферов* * *ЮТ* * *Ручное изготовление ювелирных украшений* * *Джеёмс Дрисколл* * *Необыкновенные черепашки* * *BICYCLES* * * Михалков С.В. * * * Стоматология * * * Коринец Ю.И. * * * Спиннинговые оснастки* * *Очумелые ручки* * *Основы рукоделия* * *Математический тренинг* * *Самоделки: Блесны и другое...* * *Опа?рыш* * * Паслён * * * А.М. Волков * * * Оливье Ганьян * * * Воблер из эпоксидки* * *Поплавочные удочки* * *Не от скуки - на все руки!* * *Пётр I Алексе?евич* * *Станок для бисероплетения своими руками* * *Легенда: Наследие Драконов* * * Ловля на вертушки и колебалки * * * М.Е. Салтыкова-Щедрина * * * Вторая жизнь вещей * * * Джида* * *Ароматизированные блесны* * *Стихи * SHUM* * *Бунин И.А.* * *Ю.В. Соколов* * *Стали офицерами* * * К.И. Чуковский * * * Скок-скок козочка * * * Простейший транзисторный приёмник * * * Три детали – три прибора* * *Держи связь!* * *Жанна Агузарова* * *Зимняя ловля окуня на балду* * *Проделки братца Кролика* * *Эти вещи?* * * Рыболов-библиофил * * * А.Е. Шепиловский * * * И стал посёлок ГОРОДОМ * * * Люди нашего города* * *Слоны* * *Береснёв А.М.* * *«Мурзилка»* * *Кэрригер Салли* * *Навратил Ян* * * Русская сказка* * * Шахматы* * * На гладком льду* * * С ведром за мотылем * * *