Архив
материалов
Зарегистрируйся! И всё будет ХОРОШО!!!
Skype: mordaty68
 
Skype: mordaty68
  • Файлы
  • Статьи
  • Фотографии
  • АКИМ Я.Л.
  • БРАТЬЯ САФРОНОВЫ
  • ВСЁ О ВЕЛОСИПЕДАХ
  • ЗАХОДЕР Б.В.
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мысль»
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»
  • КУМИХИМО
  • ЛЮБАРСКАЯ А. И.
  • МОИ СТАТЬИ
  • МОИ ФАЙЛЫ
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • Роб Ван дер ПЛАС
  • СКАЗКИ
  • ХОББИ
  • ШАХМАТЫ
  • ШУМОВ И.Х.
  •  
    Главная » Статьи » Роб Ван дер Плас

    Справочник по ремонту велосипедов(Роб Ван дер Плас) глава 6



    «Справочник по ремонту велосипедов»

    Трансмиссия
    Трансмиссия велосипеда включает в себя детали, передающие на заднее колесо силу, прилагаемую велосипедистом для вращения педалей. Сюда входит каретка, шатуны и цепные колеса, педали, цепь и механизм свободного хода со звездочками. Механизм переключения передач, которые многие считают также частью трансмиссии, мы детально рассмотрим в главе 7.

    Детали трансмиссии на горном велосипеде. На фотографии также показаны основные компоненты системы механизма переключения передач, речь о которых пойдет позднее, в главе 7.

    °°°


    Шатуны
         В настоящее время практически все велосипеды оборудуются бесшовными алюминиевыми шатунами. Выпускаются, конечно, модели с составными шатунами, но очень редко. Бесшовные шатуны монтируются на квадратные конусообразные валы и фиксируются болтами или гайками (в зависимости от модели вала). Поскольку крепление болтами объективно лучше крепления гайками, советую вам при покупке велосипеда обращать на эту деталь особое внимание — дело в том, что в этом случае заменять каретку гораздо легче.
         Гайка или болт, крепящие шатуны, закрыты пылезащитными колпачками для предохранения находящейся внутри резьбы. Резьба позволяет легко снимать шатуны для ремонта или замены. Снимаются шатуны специальным съемником. Правый шатун имеет фиксирующее кольцо (или деталь, называемую «пауком»), к которому болтами крепятся цепные кольца.
         Съемник состоит из двух совмещаемых деталей: ключа для болтов и собственно съемника. Болты используются разные — 14-миллиметровые на дешевых моделях велосипедов, 15-миллиметровые на более качественных и 16-миллиметровые на очень хороших велосипедах, к примеру, моделях ТА и Stronglight. Съемник вставляется в резьбовое отверстие крепежного болта и вкручивается в него, после чего шатун снимается с вала. Владельцам велосипедов, где крепежные болты имеют размер в 22 мм, я советую приобрести съемник фирмы Campagnolo, оборудованный раздельными ключами с длинными ручками.
         На моделях ТА и Stronglight шатуны крепятся болтами размером в 23 мм, что требует особого инструмента для их съема.
         На некоторых велосипедах Campagnolo и на старых моделях Shimano шатуны крепятся не болтами, а с помощью особой системы, требующей одного ключа. В этом случае шатуны снимаются ключом-шестигранником (6-миллиметровым для моделей Shimano и 7-миллиметровым для моделей Campagnolo). Здесь шатун просто откручивается и снимается. Предупреждаю вас — каким бы методом вы ни пользовались, не пытайтесь снять с шатуна вставку. Если она ослабнет, снимите ее, прочистите резьбу и вставьте обратно, смазав отверстие анаэробным адгезивом-уплотнителем, например марки Loctite blue.
         Поскольку мягкий алюминий имеет тенденцию деформироваться, шатуны на новом велосипеде необходимо подкручивать каждые 40 км в течение первых 200 км пробега. Поэтому вам необходимо всегда иметь с собой ключ для болтов, на которых крепятся шатуны. Кроме того, при повреждении шатунов и при регулировке (или ремонте) каретки шатуны необходимо снимать.
         При падении с велосипеда шатун может согнуться. Прежде чем выбрасывать его, обратитесь в мастерскую — шатуны можно восстановить. Тех, кто подумывает о восстановлении шатунов своими силами, я должен предупредить — оборудование для этого вида работ стоит очень дорого, так что разумнее либо купить новый шатун, либо обратиться к механику.

    °°°


    Замена бесшовного шатуна

         Заменять шатун необходимо в нескольких случаях — когда он деформирован, когда вы меняете весь блок с большой звездочкой или когда вы собираетесь осмотреть/отремонтировать каретку и проверить ее работу.

    Инструмент и принадлежности:

    • ключи-шестигранники размером 4—7 мм
    • разводной ключ
    • съемник для шатуна
    • ветошь
    • смазка

    Процедура снятия шатуна:

    1 Снимите пылезащитный колпачок, что можно сделать монетой, ключом-шестигранником или разводным ключом (на некоторых современных моделях велосипедов установлены болты-шестигранники, с проходной изолирующей втулкой, без пылезащитного колпачка, требующие шестигранного ключа).
    2 Удерживая шатун, открутите болт или гайку ключом от съемника.
    3 Снимите шайбу, установленную под болтом или гайкой. Помните, что если вы ее не снимете, то не снимете шатун, а деформируете его.
    4 Убедитесь, что внутренняя часть съемника максимально вкручена.
    5 Смажьте резьбу съёмника, затем вкрутите её в резьбовое углубление в шатуне, как минимум на три полных оборота, предпочтительно еще глубже.
    6 Удерживая рукой шатун, поверните рукоятку съемника (или ключ, который установлен на некоторых моделях съемника) и снимите шатун с вала.
    7 Освободите вал.

    Процедура установки:

    1 Почистите вал и отверстие шатуна, после чего смажьте их.
    2 Оденьте шатун на вал; убедитесь, что оба шатуна стоят ровно, под углом в 180° друг к другу. Крепящийся шатун должен находиться справа.
    3 Установите шайбу.
    4 Установите болт или гайку, плотно закрутите их; затем установите пылезащитный колпачок.
    5 Подтягивайте соединение каждые 40 км пробега.

    Шатуны, снимаемые одним ключом

         Некоторые блоки шатунов оборудованы системами демонтажа, открутить которые можно одним шестигранником, без использования специального съемника. На них шатуны крепятся шестигранными болтами с утопленными головками, а вместо пылезащитного колпачка используется более надежная вкручиваемая вставка с левосторонней резьбой, которая устанавливается специальным ключом и удерживается на месте особым адгезивом. Когда болт, который откручивается через специальное отверстие во вставке, ослабляется, его головка упирается во вставку, и за счет прилагаемой им силы шатун выталкивается с вала.
         Установка шатуна также не вызывает сложностей. Оденьте шатун на ось, совместите нарезку болта с нарезным отверстием на оси, после чего затягивайте болт. Если вставка не закручивается или сидит неплотно, снимите ее, прочистите резьбу и намажьте ее анаэробным адгезивом. Будьте внимательны — если вы потеряете вставку, то не снимете шатун.

    °°°


    Составные шатуны

         Крепление составного шатуна показано на рис. 6.3. Такие шатуны ставятся на некоторых велосипедах, а раньше ставились на велосипеды высшего класса. Если шатун разболтался, подтяните гайку. Если шатун не крепится или вы собрались менять его, снимите гайку и, уперев шатун в твердый предмет, выбейте шплинт. Если вы собрались,менять шплинт, то при покупке обязательно имейте при себе для сравнения старый — шплинты отличаются по размерам.

    Инструмент и принадлежности:

    • ключ, совпадающий по размерам с гайкой
    • молоток
    • твердый предмет для упора шатуна

    Процедура съема:

    1 Открутите гайку так, чтобы шплинт находился внутри гайки на расстоянии примерно в 1,5 мм от ее верха (два полных оборота).
    2 Уперев шатун в твердый предмет, вбейте гайку так, чтобы она касалась шатуна.
    3 Полностью открутите гайку, выбейте шплинт, снимите шатун.

    Процедура установки:

    1 Оденьте шатун на вал. Следите за тем, чтобы отверстие в валу было соосно с резьбой на валу. Вал с цепным колесом или креплением цепного колеса должен находиться на правой стороне (там, где цепь) велосипеда.
    2 Установите шплинт на вал (через большое отверстие, которое легко определить на глаз или просто путем проверки самим шплинтом). Плоскую сторону шплинта следует выровнять относительно резьбы на валу.
    3 Уперев шатун в твердый предмет, вбейте шплинт так, чтобы его резьбовой части оказалось достаточно для установки на ней шайбы и гайки, после чего крепко затяните гайку. Снова вбейте и еще раз подтяните гайку.

    Примечание

         Если шплинт деформирован или его резьба стерлась настолько, что гайка не закручивается, его следует заменить шплинтом того же диаметра (помните, что на шатунах используются шплинты разного размера). Если купить новый шплинт по каким-либо причинам невозможно, можете навернуть контргайку — в таком положении шатун прослужит некоторое время. Если шплинт деформирован не очень сильно, его можно оставить, спилив его выступающую плоскую часть. Подтягивайте гайку каждые 40 км пробега. Если шатун по каким-либо причинам приходится менять, покупайте новый с таким же диаметром отверстия для вала и с такой же резьбой для педали, как и на старом (см. инструкцию по замене педалей в данной главе).

    °°°


    Каретка

         Каретка — самая главная часть трансмиссии. Она состоит из вала или оси, на которые крепятся шатуны, и подшипников, позволяющих им свободно вращаться. Обычная каретка имеет регулируемые подшипники (тогда как подшипники каретки, имеющие уплотнения, обычно не регулируются). Правда, на некоторых моделях велосипедов регулировать по крайней мере их вертикальную установку и соответственно линию хода цепи можно.
         Если картридж каретки начинает либо разбалтываться, либо, наоборот, работать с трудом, это означает, что картридж каретки следует менять. В этом случае вам следует обратиться в мастерскую, так как каретку, за исключением некоторых моделей велосипедов, снять очень сложно.

    °°°


    Регулировка каретки

         Этот вид ремонта следует проводить, только если у вас установлена обычная каретка и если подшипники либо сильно разболтались, либо вращаются с большим трудом.

    Инструмент и принадлежности:

    • специальные ключи для ремонта каретки(для снятия стопорного кольца и крышек подшипников)

    Процедура:

    1 Если на вашем велосипеде установлена каретка с регулируемой чашкой с плоскими боками, позволяющими использовать ключ — снимите левый шатун.
    2
    Ослабьте на левой стороне стопорное кольцо, отвернув его на половину оборота.
    3
    Ослабьте регулируемую чашку подшипника, повернув ее на четверть оборота против часовой стрелки (если подшипник ходит слишком туго) или поверните по часовой стрелке (если подшипник разболтался).
    4
    Удерживая чашку подшипника, затяните стопорное кольцо, после чего при необходимости повторите процедуру до полной регулировки.

    Примечание

    Каретка ослабляется, это сразу определяется во время вращения педалей — они начинают смещаться в стороны.
    Если каретка работает туго, это определяется только после снятия педалей.
    Вам не придется снимать левый шатун, если у вас есть крючковый гаечный ключ со штифтом, которым можно снять регулируемую чашку или установить его между неподвижной чашкой и шатуном.

    °°°


    Осмотр и ремонт каретки

         Данное описание относится только к кареткам обычного типа. Картриджи кареток отличаются не только от обычных кареток, но и между собой, и требуют специального инструмента. В случае плохой их работы обращайтесь в мастерскую.

    Инструмент и принадлежности:

    • ключ для болтов, крепящих шатун
    • съемник шатуна
    • инструмент для работы с кареткой
    • ветошь
    • растворитель
    • подшипниковое масло

    Процедура съема:

    1 Снимите левый и правый шатуны.
    2 Ослабьте и снимите стопорное кольцо на левой стороне.
    3 Ослабьте и снимите регулируемую чашку подшипника крючковым гаечным ключом со штифтом (или на более старых моделях обычным рожковым ключом), подцепив держатель с подшипниковыми шариками.
    4 Подцепив крючком держатель с подшипниковыми шариками с другой стороны, вытяните вал.

    Процедура осмотра и ремонта:

    1 Протрите и проверьте все части и поверхности на износ, деформацию и наличие ржавчины.
    2 Если заметите деформацию или износ, проверьте состояние закрепленной на велосипеде подшипниковой чашки (она расположена с правой стороны). Обычно закрепленная чашка имеет левостороннюю резьбу, чашка с правосторонней резьбой устанавливается только на очень дорогих французских и итальянских велосипедах.
    3 Замените все детали, где заметите ржавчину, повреждение или износ. Если у вас их нет, приобретите в магазине, но покупайте только имея на руках старые детали (для сравнения).

    Процедура установки:

    1 Набейте чистые чашки подшипника подшипниковым маслом.
    2 Если вы снимали неподвижную чашку подшипника, установите ее, закручивая против часовой стрелки.
    3 Втолкните держатели подшипниковых шариков в смазанные чашки, убедитесь в том, что чашек касаются только шарики, а не держатель.
    4 Сначала вставьте вал с левой стороны длинным концом (он должен быть направлен в сторону цепного колеса). Если вал симметричный, каким концом вы его вставляете — не имеет значения.
    5 Установите регулируемую подшипниковую чашку с держателем подшипниковых шариков.
    6 Установите фиксатор.
    7 Отрегулируйте подшипник согласно вышеприведенному описанию — он должен вращаться легко не отклоняться в сторону при вращении.

    °°°


    Вертикальная регулировка картриджа каретки

         Отрегулировать подшипники в картридже каретки (убрать их люфт) невозможно, если только они, в отличие от подшипников, установленных на других типах кареток, не имеют резьбы. В этом случае их отчасти можно настроить, а именно — выправить их вертикальное положение относительно центральной линии велосипеда. Одновременно можно и выправить линию цепи (отрегулировать цепное колесо и зубья звездочки, о чем будет сказано ниже). Для этого вам потребуются специальные ключи, отдельные для каждого узла и уплотнительного (стопорного) кольца. Прежде всего ослабьте одно уплотнительное кольцо и затяните другое так, чтобы подшипниковый блок можно было сместить в одну из сторон до нужного положения.

    Слева: вертикальная регулировка картриджа каретки.

    °°°


    Каретка с монолитным шатуном
         Монолитные шатуны чаще всего устанавливаются на дешевых велосипедах. На рис. 6.7. показано, как следует вставлять чашки подшипника в кареточную трубу рамы. Сначала на кареточную трубу рамы устанавливаются чашки подшипника, затем к валу прикручиваются регулируемый конус, в результате чего образуется монолитный узел вместе с шатунами. Регулируется монолитный шатун следующим образом:
     
    Инструмент и принадлежности:
    • отвертка среднего размера
    • ключ для стопорного кольца, установленного на левой стороне
     
    Процедура регулировки:
    1 Удерживая шатун, ослабьте стопорное кольцо на левой стороне, повернув его вправо (оно имеет левостороннюю резьбу).
    2 Приподнимите уплотнительную шайбу и поверните расположенный под ней конус отверткой вправо (если вы хотите ослабить подшипник) или вправо (если вы хотите затянуть подшипник).
    3 Удерживая конус на месте, поверните стопорное кольцо влево, затянув его.

    °°°


    Осмотр и ремонт каретки с монолитным шатуном
     
    Инструмент и принадлежности:
    • отвертка среднего размера
    • ключ для стопорного кольца
    • ключ для установки конуса на стороне цепи
    • большая отвертка (для замены чашки)
    • молоток (для замены чашки)
    • деревянный брусок (для замены чашки)
    • подшипниковое масло
    • ветошь
     
    Процедура съёма:
    1 Снимите левостороннюю педаль (как это сделать, прочитайте в данной главе).
    2 Открутите левую контргайку вправо (она имеет левостороннюю резьбу), снимите ее и уплотнительную шайбу.
    3 Открутите регулируемый (левосторонний) конус, снимите его и держатель подшипника.
    4 Снимите цепь с цепного колеса и толкните блок монолитного Z-образного шатуна вправо, в сторону где расположена велосипедная цепь.
    5 Снимите держатель правого подшипника.
    6 Вставьте все детали, заменив все деформированные и имеющие пятна ржавчины.
     
    Примечание
         Правосторонний конус можно снять, просто открутив его, причем одновременно ослабится цепное колесо. Чашки подшипника можно снять, выбив их молотком и подцепив крупной отверткой. Установку проводите по рисунку; чашки должны стоять плотно, на своем месте.
     
    Процедура сборки:
    1 Тщательно очистив детали, начинайте сборку. Набейте в обе чашки подшипникового масла, затем прикрутите зафиксированный конус над цепным колесом к блоку правого шатуна.
    2 Установите держатель подшипниковых шариков в правую чашку, после чего вставьте блок шатуна с правой стороны.
    3 Установите левый держатель подшипниковых шариков в смазанную левую чашку; закрутите регулируемый конус (он имеет левостороннюю резьбу), после чего накрутите ключом уплотнительную шайбу и контргайку. Проверьте работу узла - вращение должно быть равномерным, без люфта.
    4 Установите педаль и цепь.

    Установка монолитного шатуна

    °°°


    Каретка Томпсона
         Такая каретка устанавливается на простых моделях велосипедов, выпускаемых в Северной Европе, чаще в Германии и реже в Великобритании. На американских велосипедах такая каретка не устанавливается. На рис. 6.8. показана сборка каретки Томпсона. Разбирать ее нужно с левой стороны. Контргайка имеет левостороннюю резьбу, и перед регулировкой ее нужно ослабить (повернув вправо).
         Регулировка, а также съем и установка регулируемого конуса начинается с того, что снимается (или одевается, в зависимости от операции) пылезащитный колпачок, имеющий зубцы для зацепления с пазами в регулируемом конусе. Вся процедура очень проста. Чашки подшипника в каретке Томпсона запрессованы в кареточную трубу рамы, поэтому снимать их нужно точно так же, как при съеме и установке монолитных шатунов.

    °°°


    Техническое обслуживание и ремонт цепного колеса
         На велосипедах, оборудованных механизмом переключения передач, цепное колесо устанавливается на правом шатуне несколькими способами в зависимости от модели велосипеда. Раз в месяц проверяйте прочность установки цепных колес и при необходимости закручивайте болты, которыми они крепятся друг к другу и к шатуну.
         Большинство цепных колес крепятся 5-миллиметровыми шестигранными болтами с утопленными головками, хотя на некоторых видах с од-ной стороны могут стоять гайки со шлицем, закручивать и откручивать которые следует отверткой или специальным крючковым ключом.
         Если цепные колеса начинают крутиться с трудом или «бить», то есть смещаться при вращении, это означает, что они износились. Иногда у них начинают трескаться зубцы. В таких случаях цепные колеса следует немедленно менять.
         Если на колесе погнулись некоторые зубцы, менять его не нужно — зубцы легко выправляются. В случае, когда погнулось все колесо, его также можно не менять — вы его легко выправите на клиновидном деревянном бруске.

    °°°


    Замена цепного колеса

         Цепные колеса нужно менять в тех случаях, когда их невозможно восстановить или когда вы хотите перейти на другую систему скоростей. Прежде всего снимите шатуны, затем открутите шестигранные болты. Помните, что устанавливать цепные колеса нужно той же стороной, как они стоят. На некоторых цепных колесах, к примеру Shimano Superglide и на давно сошедших с производства колесах Bio-Расе есть маркер, который следует совместить с рукояткой шатуна.

    °°°


    Педали

         Правая Педаль прикручивается к шатуну деталью с правосторонней резьбой, левая педаль прикручивается деталью с левосторонней резьбой. Обычно на них стоит маркировка, R (правая) и L (левая). Если маркировки нет, и вы находитесь в сомнении, то проверьте сторону установки педали на шатун по резьбе.
         Техническое обслуживание педалей сводится только к их внешней проверке и при необходимости регулировке. Сильно изношенная педаль легко заменяется. Некоторые велосипедисты любят устанавливать на педали фиксаторы для мысков ноги, но наиболее популярны все-таки педали без таких фиксаторов.

    °°°


    Категория: Роб Ван дер Плас | Добавил: Неугомоный (01.03.2015)
    Просмотров: 2633 | Теги: Роб Ван дер Плас
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
     
    Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮННЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •