В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
Поскольку количество зубьев на звездочках и цепных колесах неодинаково, изменение их сцепления ведёт к понижению или повышению передачи. Передача понижается, когда маленькое цепное колесо спереди входит в зацепление с большой звездочкой, расположенной сзади, и повышается, когда большое цепное колесо входит в зацепление с маленькой звёздочкой.
Фактически начиная с 1986 г. все велосипеды оборудуются фиксированным переключением скоростей. Это означает, что рычажок устанавливается напротив скорости, что очень удобно - не нужно тщательно регулировать его. На горных велосипедах используются два основных типа манеток - рулевые (они устанавливаются на руле) и рамочные (устанавливаются на нижней трубке рамы). На гибридах и туристических велосипедах с изогнутым рулем манетки обычно устанавливаются у ручек.
На дорожных велосипедах манетки иногда совмещаются с тормозными рычагами. В большинстве своем такие манетки регулируются и ремонтируются точно так же, как и остальные системы механизма переключения передач с фиксированным (жестким) переключением скоростей. Блок с совмещенным тормозным рычагом и манетками - вещь не совсем удобная, так как независимо от того, что вышло из строя, тормозной рычаг или манетки, менять приходится весь блок.
В данной главе мы рассмотрим все вопросы ухода, ремонта и регулировки как всей системы переключения передач, так и её отдельных узлов. Рекомендую вам покупать только такой велосипед, где и манетки, и механизм переключения передач имеют одного и того же производителя - такие машины и надежней, и проще в эксплуатации.