Главная » Статьи » Роб Ван дер Плас

Справочник по ремонту велосипедов(Роб Ван дер Плас) глава 7



«Справочник по ремонту велосипедов»

Зубчатая передача системы механизма переключения 
В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
     И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.

Детали системы механизма переключения передач.

°°°


Система механизма переключения передач
     Поскольку количество зубьев на звездочках и цепных колесах неодинаково, изменение их сцепления ведёт к понижению или повышению передачи. Передача понижается, когда маленькое цепное колесо спереди входит в зацепление с большой звездочкой, расположенной сзади, и повышается, когда большое цепное колесо входит в зацепление с маленькой звёздочкой.
     Фактически начиная с 1986 г. все велосипеды оборудуются фиксированным переключением скоростей. Это означает, что рычажок устанавливается напротив скорости, что очень удобно - не нужно тщательно регулировать его. На горных велосипедах используются два основных типа манеток - рулевые (они устанавливаются на руле) и рамочные (устанавливаются на нижней трубке рамы). На гибридах и туристических велосипедах с изогнутым рулем манетки обычно устанавливаются у ручек.
     На дорожных велосипедах манетки иногда совмещаются с тормозными рычагами. В большинстве своем такие манетки регулируются и ремонтируются точно так же, как и остальные системы механизма переключения передач с фиксированным (жестким) переключением скоростей. Блок с совмещенным тормозным рычагом и манетками - вещь не совсем удобная, так как независимо от того, что вышло из строя, тормозной рычаг или манетки, менять приходится весь блок.
     В данной главе мы рассмотрим все вопросы ухода, ремонта и регулировки как всей системы переключения передач, так и ее отдельных узлов. Рекомендую вам покупать только такой велосипед, где и манетки, и механизм переключения передач имеют одного и того же производителя - такие машины и надежней, и проще в эксплуатации.

Современный задний механизм переключения передач.

°°°


Регулировка хода механизма переключения передач

     Самой типичной для механизма переключения передач неполадкой является сбой хода, то есть когда он либо меньше, либо больше. Есть еще и другая проблема - когда переключение не осуществляется вовсе, и цепь сваливается в пространство между цепными колесами или звездочками.

Передний механизм переключения передач, установленный на седельной трубке.

Инструмент и принадлежности:
• небольшая отвертка
• ветошь
 
Процедура:
1  Определите, в чем состоит неполадки:.
     плохо работает задний или передний механизм переключения передач
   
  ход слишком большой или слишком маленький
   
  цепь сваливается влево или вправо
2  При необходимости установить цепь на цепном колесе или звездочек.
3  Посмотрите, как на механизме переключения передач установлены два установочных стопорных винта, под головками которых обычно находятся маленькие пружины. Обычно на них стоят буквы Н (высокая передача) и L (низкая передача).
4  Если вы подтянете один из винтов, то уменьшите ход механизма переключения передач в соответствующем направлении; если вы его ослабите, то ход механизма переключения передач увеличится.
5  Если цепь слетает спереди и справа (с внешней стороны, или на высокой передаче), подтяните винт на переднем переключателе, отмеченный буквой Н. Если же цепь чуть не доходит до последней передачи на этой же стороне, открутите винт на соответствующее расстояние.
6  Приподнимите заднее колесо и, переключая скорость, проверьте работу механизма переключения передач на всех передачах. При необходимости снова отрегулируйте их.
 
Процедура:

     Если та же проблема продолжает вас преследовать, отрегулируйте всю систему механизма переключения передач, или заднюю, или переднюю так, как показано ниже.

°°°


Задний механизм переключения передач
     Почти на всех современных велосипедах ставятся вариаторы (переключатели передач) с фиксированной установкой скорости и 6,7 или 8 звездочек (раньше устанавливались 5). Манетки (они ставятся на правой стороне руля) имеют собачку, которая с характерным щелчком переключается на ту или иную скорость. Манетка, установленная на раме, или на руле, имеет небольшой рычажок (фактически это та же собачка), переключающая велосипед с фиксированного режима на фрикционный, благодаря чему можно выбрать промежуточное положение. Это очень полезная функция, позволяющая устанавливать нужную скорость, даже если механизм переключения передач сильно разболтался. Такую систему я рекомендовал бы тем, кто не хочет заниматься регулировкой механизма переключения передач, они даже в пути не испытают никаких сложностей в переключении скоростей. Фиксированный и фрикционный режимы обозначаются буквами I и F соответственно на манетке.

Снимая и устанавливая заднее колесо, оттягивайте назад механизм переключения передач и цепь.

°°°


Регулировка заднего механизма переключения передач

     Большинство неполадок в механизме переключения передач можно устранить его регулировкой.

Инструмент и принадлежности:
• небольшая отвертка
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 8 мм

Процедура:
1  Если механизм переключения передач у вас начал работать плохо в дороге, то для того, чтобы хотя бы добраться на велосипеде до дома, попытайтесь его отрегулировать. Если манетка на вашем велосипеде находится на раме или на руле, выберите фрикционный режим на манетке.
2  С помощью встроенного регулировочного барабана отрегулируйте натяжение троса.
3  Приподнимите заднее колесо и переместите задний механизм переключения передач на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка). Передний механизм переключения передач переместите на самое крупное цепное колесо. Для того чтобы цепь сместилась на эту передачу или на максимально близкую к ней, педали вращайте рукой.
4  Затяните или ослабьте регулировочный барабан - этим вы ослабите или увеличите натяжение троса. Если трос сильно болтается, вы это сразу заметите.
5  Если ход регулировочного барабана не отвечает требованиям, зажмите его в другом месте. Открутите его, ослабьте болт с ушком или зажимную гайку, которые удерживают трос в механизме переключения передач, потяните трос так, чтобы он не провисал, но и не был слишком натянут, и снова закрутите болт с ушком или зажимную гайку.
6  Проверьте переключение скоростей и при необходимости повторите регулировку в соответствии с вышеуказанными пунктами.
7  Сейчас во фрикционном режиме механизм переключения передач должен работать правильно. Ваш следующий шаг - точно отрегулировать фиксацию. Для этого вам необходимо перевести рычажок манетки на фрикционный режим, выбрать самую низкую передачу (самая большая звездочка сзади и самое маленькое цепное колесо впереди) и убедиться, что установлена именно эта передача.
8  Снова переключите рычажок на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка и самое большое цепное колесо), затем переведите его в фиксированный режим (отмечен буквой I).
9  Отрегулируйте натяжение троса - цепь должна вращаться свободно и бесшумно на механизме переключения передач и не задевать за более крупную звездочку.
10  Переместите рычажок на следующую низкую передачу, проверьте, перешел ли задний механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку - этим вы проверите его регулировку.
11  Если механизм переключения передач не переводит цепь на следующую звездочку, подтяните трос, повернув регулировочный барабан на половину оборота.
12  Если механизм переключения передач перескакивает через вторую самую маленькую звездочку, ослабьте натяжение троса, повернув регулировочный барабан на половину оборота.
13  Если механизм работает ненадежно, повторите пп.10-12.
14  Установив механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку, подтяните трос регулировочным барабаном - цепь должна вращаться плавно и бесшумно, слегка касаясь третьей самой маленькой звездочки.
15  Для полной регулировки ослабьте натяжение троса, уберите шумы и ненужное трение цепи.

Примечания
  Если убрать неполадку регулировкой не удается, смените трос и внешний трос - иногда здесь помогает простая замена внешнего троса.
  На большинстве задних механизмах переключения передач есть третий регулировочный винт, которым меняется угол механизма. Выберите такую передачу, где цепь устанавливается на самой крупной звездочке, и отрегулируйте винтом угол наклона таким образом, чтобы цепь располагалась близко к механизму переключения передач, но не царапала ролики.

°°°


Осмотр и ремонт заднего механизма переключения передач

     Когда в механизме накопилось столько грязи, что он начал работать ненадежно или возникающие неполадки не удается устранить минимальной регулировкой, его следует разобрать.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 3 мм
• гаечный ключ 7 мм
• 2 небольших разводных ключа
• растворитель
• ветошь
• смазка и масло в аэрозольном тюбике

 
Процедура:
1  Снимите болты на маленьких роликах, по которым движется цепь, — они называются натяжным и направляющим, соответственно. Не потеряйте ничего — ни ролики, ни болты, ни втулки (вкладыши).
2  Очистите внутреннюю часть колес и втулок и другие доступные части механизма переключения передач.
3  Если ролики изношены, купите другие, точно такие же (при покупке имейте их с собой для сравнения). Даже если ролики на первый взгляд выглядят одинаково, их все равно необходимо сравнивать — отличия могут быть. На некоторых моделях натяжной ролик отличается от направляющего.
4  Если корпус механизма переключения передач деформирован, осторожно выпрямите его двумя разводными ключами, действуя с противоположных сторон. Дальше продолжайте разбирать механизм только в том случае, если полностью очистить его внутренние части не удается. Прежде чем снимать корпус, проверьте установку и работу внутренних пружин, иначе впоследствии вы не сможете их правильно установить. При необходимости увеличьте натяжение пружины, переместив ее конец в другой паз.
5  Смажьте вкладыши на роликах и все основные части легким маслом (из аэрозольного тюбика).
6  Соберите корпус и ролики, направив цепь в корпус.
7  Проверьте и при необходимости отрегулируйте механизм переключения передач.

°°°


<——  Назад     ♦♦♦♦♦    Вперёд  ——>

***************************************************************************************************************************************************


Категория: Роб Ван дер Плас | Добавил: shum-1968 (01.03.2015)
Просмотров: 1747 | Теги: Роб Ван дер Плас
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮНЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •  
    * * * Кувшин с золотом * * * Стенька — атаман-воитель* * *Японская книжка про какашки* * *Почти всё о собаках* * *«Динозавры»* * *Счастья всем* * *Капустница* * * Конструкции зимних удочек с поплавком * * * Опыты без взрывов * * * «Мастерок» * * * Весёлые картинки* * *Полёт кондора* * *Ордос — крупнейший город-призрак Китая* * *Шахмоты* * *Заходер Б.В.* * *Аким Я.Л.* * * Шумов И.Х. * * * Всё о воблерах * * * Век лови – век учить * * * Спортивная оснастка поплавочной удочки* * *Большое омулёвое сафари* * *Маленькие круглые вязаные подушки* * *Ловлю только линя* * *Озеро «свое» и другие* * *Поговорим о квоке* * * Плетение бисером * * * Как вырастить рыбу * * * Семейный корень.. * * * Справочник по ремонту велосипедов* * *Белорусская сказка* * *Кумихимо* * *Братья Сафроновы* * *Липгрипы* * *Как молоды мы были...* * * «Мишутка» * * * Вам, автолюбители! * * * Воздушный разведчик * * * Г.М. Цыферов* * *ЮТ* * *Ручное изготовление ювелирных украшений* * *Джеёмс Дрисколл* * *Необыкновенные черепашки* * *BICYCLES* * * Михалков С.В. * * * Стоматология * * * Коринец Ю.И. * * * Спиннинговые оснастки* * *Очумелые ручки* * *Основы рукоделия* * *Математический тренинг* * *Самоделки: Блесны и другое...* * *Опа?рыш* * * Паслён * * * А.М. Волков * * * Оливье Ганьян * * * Воблер из эпоксидки* * *Поплавочные удочки* * *Не от скуки - на все руки!* * *Пётр I Алексе?евич* * *Станок для бисероплетения своими руками* * *Легенда: Наследие Драконов* * * Ловля на вертушки и колебалки * * * М.Е. Салтыкова-Щедрина * * * Вторая жизнь вещей * * * Джида* * *Ароматизированные блесны* * *Стихи * SHUM* * *Бунин И.А.* * *Ю.В. Соколов* * *Стали офицерами* * * К.И. Чуковский * * * Скок-скок козочка * * * Простейший транзисторный приёмник * * * Три детали – три прибора* * *Держи связь!* * *Жанна Агузарова* * *Зимняя ловля окуня на балду* * *Проделки братца Кролика* * *Эти вещи?* * * Рыболов-библиофил * * * А.Е. Шепиловский * * * И стал посёлок ГОРОДОМ * * * Люди нашего города* * *Слоны* * *Береснёв А.М.* * *«Мурзилка»* * *Кэрригер Салли* * *Навратил Ян* * * Русская сказка* * * Шахматы* * * На гладком льду* * * С ведром за мотылем * * *