Мишутка, герой Московской Олимпиады, возвратившись домой в сказочный лес, научил зверей играть в шахматы. Игра проходила на лужайке, на которой была вычерчена большая шахматная доска. Миша разделил зверей на две команды, одел их в маскарадные костюмы. Королем в команде белых стал волк, черных — заяц. Были сыграны три партии. Одну выиграла команда волка, две — команда зайца.
КОГДА КОРОЛЬ ОСТАЛСЯ ОДИН
— Сегодня мы будем учиться давать мат,— объявил Миша, когда звери, как обычно в полдень, собрались на лужайке.— Прошу выйти на доску волка, лису и зайца. Пусть волк (король белых) займет поле h5, лиса (белая королева) — поле g2, а заяц (король черных) — поле h8.
В этом положении ход белых. Им нужно возможно быстрее дать мат королю черных. Это можно сделать в два хода. Попробуйте решить эту задачу.
— Нет ничего проще,— немедленно объявил волк.— Я иду на h6, а затем лиса дает мат на поле g7.
— Не все сразу, серый,— ответил Миша.— Давайте на минутку остановимся и рассмотрим положение, возникшее после хода белых 1. Kph5—h6.
Ход черных, а пойти-то им некуда: поле g8 атаковано белой королевой.
— Ну и что? — прервал волк Мишу.— Если ходов нет, пускай заяц убирается с доски.
— Это не по правилам,— объяснил Миша,— а правила таковы: если у кого-нибудь совсем нет ходов, то партия считается закончившейся вничью. В таком случае говорят, что королю сделан не мат, а пат!
— Как вничью? — возмутился волк.— Это несправедливо!
— А почему несправедливо? — спросил Миша.— Чтобы победить, ты обязательно должен дать мат, а раз мата нет, то никто не выиграл и партия считается ничьей. Каждая сторона получает по пол-очка.
— Тогда,— заявил волк,— я могу дать мат иначе — пойду королевой на b7, затем королем на g6 и уж точно дам мат.
— Однако и так задачу не решить,— ответил Миша.— Ты дашь мат в три хода, а нужно в два.
Звери задумались.
— А я знаю, как дать мат в два хода,— воскликнула лиса.— На первом ходу нужно пойти королем не на h6, а на g6, чтобы не мешать королю черных ступить на g8.
— Отлично! — похвалил лису Миша.— Действительно, ход 1. Kph5—g6 ведет к цели. После 1... Kph8—g8 белые ходом 2. Фg8—а8 дают мат.
Звери убедились, что лиса права: черному королю был мат.
— Лиса, а ты соображаешь! — воскликнул волк.— Не зря я взял тебя в свою команду.
— А теперь,— продолжал Миша,— я хочу предложить вторую задачу. Пусть вместо лисы на доску выйдет один из лосей, чтобы исполнить роль белой ладьи. Вторая позиция такова: король белых на с6, ладья — на d5, король черных — на b8.
Ход белых, и они должны дать мат в два хода.
После паузы лось предложил ход 1. Лd5—d8 шах, но после 1... Kpb8—а7 выяснилось, что мата здесь нет. Затем волк предложил пойти 1. Kpc6—b6, и если 1... Kpb8—а8, то 2. Лd6—d8 мат. Однако у черных есть ответ 1... Kpb8 —с8, и мата тоже не видно.
Снова наступила пауза. Звери напряженно думали.
— Нашел! — закричал заяц.— Нашел, как дать мат! Нужно сыграть 1. Лd5—а5.— Лось послушно отправился на поле а5.
— И где же здесь мат? — язвительно спросил волк.— Ладья даже ничем не угрожает.
— Да, не угрожает,— воскликнул заяц,— но черным нужно ходить. Я, то есть черный король, должен отступить на с8 — 1... Kpb8—с8, и тогда у белых появляется возможность дать мат — 2. Ла5—а8.
Звери дружно зашумели. Всем этот мат очень понравился.
— Мы узнали,— продолжал Миша,— что король и королева могут дать мат одинокому королю, король и ладья тоже, а вот король с одним слоном или конем эту задачу выполнить не в состоянии. Мат возможен только в том случае, если есть два слона или слон и конь. Это мы с вами сейчас проверим. Прошу лося покинуть доску, а вместо него попросим выйти двух кабанов. У белых король стоит на b6, слоны — на f6 и f5, а король черных — на b8.
Ход белых. Они начинают и должны дать мат в два хода.
Звери задумались. Волк стал рассуждать в уме:
— Если слон нападет на короля черных, он должен будет уйти в угол. А тогда на него нападет второй слон, и уходить уже будет некуда.
— Решил! — завопил волк.— Честное слово, решил! Мы играем 1. Cf6—е5 шах Kpb8—а8 2. Cf5—е4 — шах и мат!
— Ай да волк! , — одобрительно сказал Миша.— Ты тоже стал соображать.
При этих словах волк просто расцвел от удовольствия.
— Ничего особенного,— ответил он.— Это оказалось очень легко. Раз-два и мат.
— Раз вы так быстро решили, как дать мат двумя слонами,— сказал Миша,— я хочу предложить последнюю задачу, где мат нужно дать слоном и конем. Только вместо кабана я попрошу выйти шакала. Четвертая позиция такова: король белых — на f7, слон — на f8, конь — на f3, у черных король — на h7.
Белые начинают и дают мат в два хода.
Не успел Миша дать задание, как шакал, стоящий на поле f3, без лишних слов прыгнул на g5 и объявил: 1. Kf3—g5 шах. Заяц отступил на h8. И тогда кабан с поля f8 пошел на g7: 2. Cf8—g7 шах и мат!
— Вот это да! — воскликнул Миша.— Действительно, шакал и кабан нашли решение задачи. Значит.наши уроки не прошли даром!
А мы предлагаем нашим маленьким читателям теперь самим решить четыре задачи.
В каждой из этих позиций начинают белые. В первой нужно дать мат в два хода, в остальных — мат в три хода. Желаем вам успехов! Присылайте ваши решения.
Напоминаем также, что мы объявили конкурс детских рисунков на шахматную тему. Лучшие рисунки будут опубликованы и отмечены шахматной литературой. На рисунках, кроме фамилии, имени и адреса, следует указать также возраст автора.
№ 29. 1. g6! (единственный ход, ведущий к ничьей) 1... fg 2. Кре2! (дальняя оппозиция) 2... Kpf6 3. Kpf2 Kpg5 4. Kpg3. Ничья. № 30. 1. е6 Kpe8? 2. Кре5 СЬ7 3. Kpd6 Са8 4. СЬ8 СЬ7 5. Сс7. Черные сдались, так как защиты от продолжения 6. е7 7. Cd8 и 8. Крс7 нет. Между тем в распоряжении черных был несложный путь, ведущий к спасению: 1... Крс8! 2. е7 Сс6 3. Kpf7 КрЬ7 4. е8Ф С:е8 5. Кр:е8 Крс8 (можно и 5... Кра8), и возникла теоретически ничейная позиция, которую полезно запомнить. № 31. Тайманов — Коши (Нью-Дели, 1982): 1. Ь5! К:Ь5 2. Фа2 Kpf8 3. Фа8 Кре7 4. Фh8!, и белые выиграли. № 32. Фуентес — Перес (Куба, 1983): 1. Лf4! (единственный. ход; плохо 1. h4 Лf2; 1. f8Ф Лg3!; 1. f8K Kpg7 2. Лf7 Kpg8 3. h4 Лg7; 1. Лf6 Kp:f6! 2. f8Ф Kpe5 3. ФЬ8 Kpd4 4. Фd6 Кре3, и белые теряют ферзя) 1... Сс6! (только так; не годится 1... Са8 ввиду 2. f8Ф или 1... СЬ7 из-за 2. Лf6 Kp:f6 3. f8Ф Кр:е6 4. Фе8 Kpf6 5. Фd8 с выигрышем слона) 2. Лf6! Kp:f6 ( на отход короля следует 3. е7) 3. f8Ф Кр:е6 (3... Кре5 4. ФЬ8) 4. Фс8 Kpd6 5. Фd8 Кре6 6. Фс8. Ничья.
ШКОЛА-89.Среди успешно справившихся с заданиями № 29—32 Л. Азарх (Москва), А. Беляев (г. Горький), В. Березин (Москва), А. Богданов (Новосибирск), В. Гайнуллин (Кострома), В. Горбунов (с. Солодушино Волгоградской обл,), А. Горобец (с. Колки Житомирской обл.), А. Губиков (п. Ильиногорск Горьковской обл.), А. Гузанов (Москва), И. Гусев (Москва), М. Данилов (Новосибирск), В. Дорохов (Воронеж), Ю. Дуров (СА), В. Егоров (Коломна Московской обл.), Г. Егорочкин (г. Данков Липецкой обл.), Ю. Еманаков (Улан-Удэ), Т. Ергалиев (с. Дамса Целиноградской обл.), И. Ершов (Евпатория), М. Капитонов (Москва), А. Келнер (с. Шаланки Закарпатской обл.), П. Кливер (п/о Токское Оренбургской обл.), Н. Коротаев (л. Бавлы Татарской АССР), В. Коршун (Москва), В. Коршунов (Лахденпохья Карельской АССР), Г. Косолапов (с-з им. 50-летия СССР Омской обл.), Н. Костин (Ташкент), С. Латышев (п. Тонкино Горьковской обл.), М. Лудянский (с-з Ильинское-Усово Московской обл.), Ю. Макаров (Тында Амурской обл.), К. Мамиев (Алексеевка Казахской ССР), Ю. Марченко (Троицк Челябинской обл.), Э, Маслов (Краматорск Донецкой обл.), В. Медведев (Москва), М. Мильшин (п/о Ивановка Московской обл.), А. Михайлов (Пенза), Г. Наумов (п. Опытное Поле Кировской обл.), С. Одинец (г. Фрунзе), О. Пак (с. Сокулук Киргизской ССР), А. Певцов (Москва), М. Строков (г. Фрунзе), А. Семешко (п. Удельная Московской обл.), В. Собченко (с. Васютинцы Черкасской обл.), А. Тюнин (Бийск Алтайского края), А. и Б. Шкаленковы (Москва), В. Штейнле (Камышин Волгоградской обл.), В. Шумский (Мытищи Московской обл.), В. Щепилов (с. Лозное Белгородской обл.), А. Якушин (Арзамас) и многие другие.