Первая часть данной главы будет посвящена операциям с основными велосипедными механизмами, а именно — с резьбовыми соединениями любого вида, тросами и их креплениями, включая их регулировку, подшипниками (регулировка и смазка), а также с быстросъемными механизмами и конусными соединениями. Во второй части мы рассмотрим вопросы профилактического ремонта.
Управляющие тросы
Тормоза и передачи на велосипеде управляются при помощи так называемых бауденовских тросов, состоящих из собственно троса и внешнего кожуха. Находящийся внутри трос передает усилие, а внешний кожух в это время сжимает его.
С одной стороны внутренний трос оборудован ниппелем, а с другой стороны (со стороны тормоза или передачи) он просто зажат. Внешний кожух имеет с двух концов муфты, скрепляющие его с янкерными точками. Для предотвращения опасного трения каждый новый загиб троса следует скреплять с его выступающей частью, например, припаивать. На вашем велосипеде установлены разные тросы и при покупке нового вам необходимо приобретать именно тот, который вам нужен, — тросы не только имеют разную толщину, но и разные ниппели.
Внутренние тросы, управляющие внутренним колесом переключения скоростей, отличаются особой прочностью, поскольку они принимают на себя и сжатие, и действие сил натяжения. Внутренние тормозные тросы должны быть толстыми, поскольку и без нажатия на рычаг тормоза на них действуют достаточно большие силы. Убедитесь, что диаметры внутреннего и внешнего тросов соответствуют друг другу, что между ними нет трения.
Тормозные тросы и тросы для механизма переключения передач обычного типа следует регулярно чистить и смазывать, внутренние же суппорты нужно только чистить, смазывать их совсем не обязательно. В системах переключения скоростей, как правило, используется внутренний трос из нержавеющей стали, а между ним и внутренней стороной внешнего троса (кожуха) находится нейлоновый рукав. Такие тросы смазывать не нужно.
Смазку проводите так — нанесите масло на тряпку и протрите ею внутренний трос. После того как трос снова установлен, смажьте концы троса и постарайтесь сделать так, чтобы масло попало внутрь. Лишнее масло удалите, внешний трос также должен быть чистым.
Если вы надумали менять тросы, то покупайте только выполненные из нержавеющей стали. Однако прежде чем смотреть на материал, из которого сделан трос, убедитесь, что он имеет нужную толщину, длину и форму, что на нем установлен точно такой же ниппель, как и на тросе от вашего велосипеда, и что конфигурация его концов — именно такая, какая вам нужна. В противном случае он не войдет в муфту. Некоторые внешние тросы имеют внутренний рукав из нейлона или тефлона, снижающий трение; использование подобных тросов избавит вас от многих забот.
Настройка тормозов и системы переключения скоростей предполагает регулировку натяжения соответствующих тросов. Перед началом операции удостоверьтесь, что концы тросов крепко зажаты. Регулировку начинайте с того, что ослабьте контргайку (обычно круглая, с насечкой) с одновременным ограничением регулировочной втулки (она выполнена в виде цилиндра). Затем отвинтите регулировочную втулку так, чтобы получить желаемое натяжение троса. И наконец, удерживая регулировочную втулку, заверните контргайку.
Если длина регулировочной втулки не позволяет натянуть трос, то есть ограничивает пространство, следует переместить трос на другом конце. Для этого прежде всего, удерживая регулировочную втулку, заверните контргайку; затем закрутите регулировочную втулку и наконец закрепите трос в новом положении, натянув его при помощи плоскогубцев.
Детали троса.
Двухслойные тросы
В некоторых случаях для управления специальными механизмами переключения передач и системами переключения скоростей используется другой тип бауденовского троса, где внутренний трос состоит из двух слоев, один из которых, внутренний, — обычный трос, а второй, внешний, скатан из плоской ленты. Это позволяет принимать на себя и силу натяжения, и силу сжатия. Такие тросы не тянутся и отличаются особой прочностью, их не только практически невозможно порвать, их очень трудно перерезать даже специальным инструментом. Как результат их можно покупать размер в размер вместе с внешним кожухом.
Быстросъемные детали
°°°