Первая часть данной главы будет посвящена операциям с основными велосипедными механизмами, а именно — с резьбовыми соединениями любого вида, тросами и их креплениями, включая их регулировку, подшипниками (регулировка и смазка), а также с быстросъемными механизмами и конусными соединениями. Во второй части мы рассмотрим вопросы профилактического ремонта.
Профилактическое обслуживания
Боюсь показаться банальным, но все-таки повторю — каждая минута, затраченная на профилактическое обслуживание велосипеда, сэкономит вам час и много денег. Содержать велосипед в полной исправности — это очень просто. Позаботьтесь о своем велосипеде, и вы избавите себя от дорогостоящего непредвиденного ремонта. Здесь просто нужно знать, за чем, за какими деталями и узлами необходимо следить и как устранять мелкие неполадки до того, как они превратятся в серьезные проблемы. Прежде всего регулярно осматривайте свой велосипед — и вы сразу же заметите ослабленную гайку или подшипник. И если вы исправите неполадку сразу же, вы избавите себя от неприятностей. Дело в том, что если вы за чем-то недоглядите, что-то пропустите, то потеряете кучу денег и нервов. Велосипед — вешь нежная, на нем любая мелкая неполадка за неделю способна превратиться в дорогостоящую проблему.
Несмотря на то что в последующих главах я достаточно подробно рассказываю о том, как следует обслуживать и ремонтировать велосипед, я бы вам посоветовал, прежде чем читать дальше, заострить внимание на профилактике, на методике систематической проверки узлов велосипеда. Ниже приводятся виды профилактического обслуживания и частота, с которой они должны проводиться. Некоторые следует проводить ежедневно, другие — раз в неделю или раз в месяц, третьи — раз в год. Я привожу только виды работ, соответствующие инструкции, как их нужно проводить; что именно нужно делать, что исправлять и с какими проблемами вы при этом можете столкнуться, даны в последующих главах, в каждой из которых рассматривается определенная система или группа компонентов.
Ежедневный осмотр
Я понимаю, что он может показаться вам занятием утомительным, либо я покажусь вам излишне ревностным, но уверяю вас — вы не переусердствуете, если ежедневно, выводя велосипед, будете осматривать следующее:
Быстросъёмные механизмы:
Проверьте быстросъемные механизмы на колесах. Если они не зафиксированы, поднимите рычаг, поверните гайку с накаткой на один-два оборота, затем опустите рычаг.
Шины:
Проверьте, накачаны ли шины должным образом в зависимости от предполагаемой поездки. Давление в шинах должно составлять: 6—7 бар для гоночных велосипедов для ровной дороги; 4—5 бар для туристических, горных велосипедов и гибридов для ровной и трудной дороги; 3 бар для горных велосипедов для проселочной, но твердой дороги; 2 бар для горных велосипедов для вязкой и неровной дороги.
Руль:
Удостоверьтесь, что руль стоит прямо, на правильной высоте и что он не болтается из стороны в сторону.
Седло:
Убедитесь, что седло стоит прямо, ровно, на нужной высоте, а подседельный штырь надежно закреплен.
Тормоза:
Проверьте эффективность каждого из тормозов. Для этого сядьте на велосипед, нажмите на рычаги тормозов и попробуйте оттолкнуться. При нажатом тормозном рычаге между ним и ручкой руля должно оставаться расстояние в 2 см.
Переключение скоростей
Приподнимите заднее колесо и, поворачивая шатуны, проверьте работу механизма переключения передач, рычажков переключения передач (манетки), переходит ли цепь с цепного колеса на звездочку. Вместе с тем не допускайте, чтобы самое большое цепное колесо попадало на самую большую звездочку, а самое маленькое цепное колесо — на самую маленькую звездочку.
Ежемесячный осмотр
По крайней мере один раз в месяц чистите велосипед в соответствии с данными ниже рекомендациями, после чего проведите осмотр, о котором говорилось выше. Кроме того, проверьте:
Колёса:
Осмотрите, нет ли на колесах погнутых или сломанных спиц, проверьте, нет ли биения колес. Для этого приподнимите колесо и чуть покрутите его, глядя в определенную точку, к примеру на тормозные колодки. Если колесо бьет, ходит из стороны в сторону, исправьте неполадку.
Тормоза:
Посмотрите, что происходит, когда вы с силой нажимаете на тормозные рычаги. В этот момент тормозные блоки должны полностью схватывать боковые части обода. В случае если этого не происходит, отрегулируйте тормоза в соответствии с инструкцией в главе 9.
Шины
Проверьте шины на внешние повреждения. Если в покрышку вдавились инородные предметы, удалите их, при необходимости замените покрышку.
Шатуны
С помощью соответствующего инструмента гайки или болты в соответствии с инструкциями, данным в главе 6.
Общий осмотр:
Проверьте все винты, болты и гайки на прочность соединения, убедитесь, что все движущиеся части легко поворачиваются и что все отрегулировано должным образом. Если где-то заметите неполадку, устраните её.
Смазка:
Смажьте небольшие движущиеся части в соответствии с рекомендациями, приведенными ниже. После смазки вытрите избыточную смазку.
□ Цепь: Используйте специальное масло для цепи.
□ Выступающие незакрытые металлические части: Пользуйтесь велосипедной смазкой и автомобильной полиролью.
□ Тормозные рычаги, точки вращения, тросы: Распылите легкую смазку, стараясь попасть внутрь.
Ежегодный технический осмотр
Виды работ, описанные ниже, необходимо проводить как минимум раз в год, если вы ездите немного, и два раза в год, если вы катаетесь на велосипеде круглый год, в любую погоду. Предполагается, что работы включают в себе осмотр велосипеда, его техобслуживание и регулировку всех узлов, после чего он становится в буквальном смысле как новый. Действуя в соответствии с данными инструкциями, вы сохраните велосипед не на года, а на десятилетия.
Если вы ездите на велосипеде только в хорошую погоду, то проводите все нижеописанные виды работ в конце каждого сезона. Если в плохую погоду вы не выезжаете, то вы можете фактически ограничиться ежемесячной проверкой функций вашего велосипеда, проверкой его состояния в конце и в начале каждого сезона. Ежегодная проверка включает в себя следующее:
Сначала проведите все работы, указанные выше как ежемесячные - проверьте работу узлов, убедитесь, что на велосипеде нет изношенных, сломанных или деформированных деталей. Убедившись, что все в порядке, проверьте следующие узлы:
Колёса:
Проверьте обод на целостность, осмотрите шины и спицы, затем снимите колеса, осмотрите втулки и смажьте их (см. главу 4). Если втулки имеют кассетные подшипники и если они вращаются нормально, смазывать их необязательно, разве что капнуть в подшипник, под уплотнение, немного легкого масла, к примеру веретенного.
Втулки:
Проверьте втулки на наличие зазора, износа и правильности установки (см. главу 4). Предпочтительно втулки снять и смазать, можно и полностью разобрать.
Цепь:
Снимите цепь и измерьте расстояние между первой и пятнадцатой осью-заклепкой. Замените цепь, если ее длина составляет более 129,5 см. Удлинение цепи — яркий показатель ее износа, который повлияет на систему переключения скоростей и эффективность работы трансмиссии. Кроме того, изношенная цепь ведет к износу цепных колес и звездочек. Если цепь изношена не сильно, просто промойте ее в растворителе, а затем смажьте в соответствии с инструкциями, данными главы 6.
Каретка:
Проверьте, нет ли зазора и свободно ли она вращается. Если каретка на вашем велосипеде регулируется, снимите шатуны, разберите ее и проверьте подшипники в соответствии с инструкциями главы 6. Если на каретке установлены подшипники кассетного типа и она плохо вращается, замените её.
Руль:
Проверьте руль и вынос, они должны поворачиваться легко, без рывков. Если руль поворачивается плохо, разберите его и подшипники в соответствии с инструкциями, приведенными главы 11.
Механизм переключения передач:
Снимите цепь, проверьте, почистите и смажьте оба механизма переключения передач. Убедитесь, что стержни работают легко, а небольшие колесики (ролики) заднего механизма переключения передач легко поворачиваются. На горных велосипедах верхнее колесико частенько изнашивается из-за оседающей на нем пыли и грязи. Если на вашем велосипеде оно износилось, замените его. При необходимости проверьте и замените детали в соответствии с инструкциями главы 7.
°°°