Первая часть данной главы будет посвящена операциям с основными велосипедными механизмами, а именно — с резьбовыми соединениями любого вида, тросами и их креплениями, включая их регулировку, подшипниками (регулировка и смазка), а также с быстросъемными механизмами и конусными соединениями. Во второй части мы рассмотрим вопросы профилактического ремонта.
Шарикоподшипники
В каждом велосипеде используется по крайней мере 14 единиц шарикоподшипников. Их по два на каждой ступице, на рулевой колонке, на педалях, на каретке и на механизме свободного хода. Действуют все подшипники по одному и тому же принципу, и эффективность их работы сказывается на общей работоспособности велосипеда. Как для профессионального механика, так и для велосипедиста-любителя очень важно понять работу подшипников, а также методику ухода и регулировки за ними — это послужит гарантией уверенности в оптимальной работе велосипеда. В велосипеде используются два вида подшипников — чашечно-конические, или регулируемые, и кассетные (их часто называют запечатанными). В любом случае в шарикоподшипнике используется не один, а целый набор шариков, а сами шарики называются «подшипниковыми».
Кассетные подшипники, особенно новые, работают лучше других, а воде и грязи в них проникнуть труднее, но это далеко не значит, что они и есть самые лучшие. Кроме того, за ними практически невозможно ухаживать и ремонтировать. Иными словами, они либо работают отлично, либо их нужно заменять, что требует использования специального инструмента. Иногда — но не как правило — они требуют смазки. Смазываются они через специальное отверстие или смазочный ниппель влетали, где подшипник такого типа установлен. В других случаях вам придется смазывать подшипник напрямую, сняв острым инструментом изоляционный материал.
Чашечно-конусные подшипники используются гораздо чаще. Кассета их состоит из чашки и конуса, один из которых с помощью резьбы регулируется относительно другого. Шарики в таком подшипнике лежат в углублении между чашками и конусом. Смазывать их легко. В качестве смазки используется обычное подшипниковое масло.
Как правило, проводить смазку подшипников следует раз в год, но для этого вам придется снять подшипник (об этой операции говорится в соответствующей главе книги). Прочистите и осмотрите детали подшипника, замените изношенные и поржавевшие части, затем набейте в подшипник масло, вставьте, если нужно, новые шарики неплотно, оставив место для их вращения, затем соберите подшипник и отрегулируйте его ход.
Некоторые подшипники оборудованы системой патрубков, прокладок и смазочных ниппелей, что позволяет набивать их маслом, не разбирая и не накладывая масло по всей внутренней рабочей поверхности. Смазываются такие подшипники при помощи шприца, приобрести который можно в любом специализированном магазине. Только снова хочу предупредить вас — приобретайте шприц, сделанный тем же производителем, что и подшипник (деталь), иначе он может не подойти. После набивки масло само растекается по всему подшипнику. Такой метод особенно пригоден для смазки подшипников и других деталей на горных велосипедах, а также для других моделей, которые используются в дождливую погоду, в загрязненных местностях, где смазки раз в год явно недостаточно.
Регулировочные подшипники следует регулировать таким образом, чтобы крутящаяся часть, прилегая достаточно плотно, испытывала минимальное трение. Для того чтобы отрегулировать чашечно-конусный подшипник, ослабьте контргайку или стопорное кольцо, одновременно удерживая либо основной конус (во втулке или педали), либо чашку. Затем поднимите основную стопорную шайбу, если она установлена, и поворачивайте (затягивайте или ослабляйте) резьбовой главный конус подшипника примерно по четверти оборота за операцию. И наконец, удерживая деталь, закрутите контргайку или стопорное кольцо. При необходимости повторите операцию.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>