Первая часть данной главы будет посвящена операциям с основными велосипедными механизмами, а именно — с резьбовыми соединениями любого вида, тросами и их креплениями, включая их регулировку, подшипниками (регулировка и смазка), а также с быстросъемными механизмами и конусными соединениями. Во второй части мы рассмотрим вопросы профилактического ремонта.
Клиновидные соединения
Подобный метод соединения используется в велосипедах в нескольких местах и заключается он в использовании прилегающих друг к другу клиновидных или конических деталей. Наиболее типичное место использования данного соединения — это крепление шатунов на вал каретки и выноса руля к передней вилке.
Принцип клиновидного соединения заключается в следующем — сила, прилагаемая к оси передает значительно увеличенную боковую или радиальную силу, если действует через наклонную поверхность, причем это увеличение прямо пропорционально наклону. Таким образом, выбрав нужный угол поверхности клина относительно оси — чем меньше, тем лучше, можно передать максимальную величину силы.
С другой стороны, поскольку относительное смещение увеличивается в обратной пропорции к наклону конуса, детали следует очень точно подгонять друг к другу и делать их из очень прочного, слабо деформируемого материала, ведь угол скоса очень мал. Данное правило особенно касается соединения между шатунами и валом каретки, в рулевой же части оно не столь критично.
Если конусное соединение ослабляется, то происходит это главным образом вследствие деформации одной из его деталей. В результате уменьшается давление соединения. Обычно деформируются соединения, сделанные из дешевого мягкого материала, а также соединения короткие, имеющие небольшую контактную плоскость.
Любое конусное соединение, особенно новое, на недавно купленном велосипеде, следует регулярно подтягивать — либо раз в неделю, либо перед каждой длительной поездкой. Таким образом вы предотвратите повреждения вследствие слабого соединения. Кроме того, конусные соединения необходимо регулярно чистить и слегка смазывать, чтобы поверхности не «прикипали» друг к другу.
Клиновидные соединения
°°°