ЭПИЛОГ
Нельзя сказать, чтобы города Амазонии испытывали недостаток в броских названиях. Так, на реке Укаяли стоит Ремейт-де-Мейлс (Прибежище дьявола), а по пути в гостиницу Иксплорес-Ин туристам показывали индейское поселение под названием Инфьерно (Ад). Я присоединился к одной из групп, блуждавшей здесь под опекой невежественного лодочника, который обращался с местными жителями так, словно это животные зоопарка. Бесцеремонно, не спрашивая разрешения, он хватал принадлежавшие им вещи и показывал туристам. И даже отдавал туристам скудную еду индейцев: бразильские орехи и бананы, а одна необъятных размеров американка набрала полные руки грейпфрутов, сбитых лодочником с дерева, и, поглощая сочные плоды, сочла возможным сделать заключение: «Да у них тут абсолютно все есть!» Уходя, она не рассталась со своими трофеями. Из глубины хижины за происходящим бесстрастно наблюдала индейская семья. Никто из группы даже не удосужился сказать «Добрый день». Туристы были оскорблены в своих лучших чувствах, когда им на глаза попался маленький мотоцикл — скромное вознаграждение местным жителям за согласие принимать туристов. Это шло вразрез с их представлениями о «рае в зеленом аду».
На протяжении большей части своей истории человечество пыталось освободиться от влияния окружающей среды. И по-видимому, не случайно именно в последнюю четверть века, когда земля переполнилась результатами технического прогресса, там, где человек избавлен от воздействия холода и голода (по крайней мере в северном полушарии), началось повальное увлечение занятиями на свежем воздухе: люди отправляются в мореплавания, наблюдают в естественных условиях птиц, гоняются за приключениями во время отпусков. Свою зависимость от природы мы стали сознавать как раз тогда, когда полностью овладели средствами, способными окончательно ее уничтожить.
Этот процесс разрушения происходит уже долгое время. Лесные массивы выжигаются из поколения в поколение; прогнозы на будущее вселяют тревогу: к концу нашего столетия будет сведено сорок процентов лесов, оставшихся в менее развитых странах.
фотографии
Еще в 1922 году Герберт Уэллс писал о том, что человеческая история все больше превращается в отчаянную гонку между образованием и катастрофой. В тот год впервые приступила к работе радиостанция Би-би-си. В 1957 году в Лондоне был принят закон об охране воздуха от загрязнений; он стал первым этапом борьбы за охрану окружающей среды. Тогда же на телевидении Би-би-си начал работать новый отдел — естествознания. В таких разных странах, как Советский Союз, Великобритания и Чили, программы о животных имеют огромное число приверженцев. Лишь в США телепередачи о «тварях» пользуются плохой репутацией у заправил телевидения, ибо, как они сами говорят, «на птичках много не заработаешь».
Я полагаю, что значение программ о животном мире выходит далеко за рамки зрелищного мероприятия. Они делают очень важное дело. Благодаря им люди стали лучше понимать мир, частью которого являются. Но если мой фильм дойдет до многонациональных корпораций, узнают ли о нем Хулио и Луис?
Возвратиться в страну после двадцатилетнего отсутствия всегда интересно. Помню, в 1961 году в Чили я видел кондора, прибитого гвоздями к наружной стене полицейского участка. На этот раз я неожиданно наткнулся на полицейский пост, где птенца кондора, конфискованного у боливийского водителя грузовика, кормили из рук — его собирались выпустить, как только он подрастет. Это можно уже назвать прогрессом. То же можно сказать о восстановлении численности гуанако и викуньи. В Перу под охраной находится колоссальный парк Ману; в Эквадоре, чтобы не нарушать покой животных, было признано необходимым ограничить число туристов, посещающих Галапагосские острова. В политических кругах все более укрепляется мысль: страны должны использовать только возобновляемые ресурсы.
Знаменательно, что героические братья Виллас Боас, так долго работавшие для защиты индейцев резервата Шингу, пришли к заключению: готовить индейское племя к интеграции — значит готовить его уничтожение, ибо прежде всего мы сами к этому недостаточно подготовлены.
Тем, что до сих пор еще существуют районы, подобные парку Ману, где обитает множество диких животных, мы целиком обязаны индейским племенам, которые, относясь к диким животным как к неотъемлемой части своего мира, своей культуры, всегда охраняли их. Полагать, что наша более мощная цивилизация в конце концов не возобладает над культурой индейцев, — значило бы игнорировать законы истории, но индейцы во всяком случае дали нам возможность понять, что живая природа является частью нашего как духовного, так и экономического наследия.
Я питаю надежду, что «Полет кондора» не будет воспринят как простой перечень тех утрат, которые понесла богатая природа континента на протяжении своей истории.