Главная » Файлы » Издательство «Мысль»

Эндрюс М.
19.07.2015, 12:25

<<==  * ПОЛЁТ КОНДОРА *  ==>>
Исследование живой природы Анд

«БАШНИ» ПАЙНЕ И ЛЕДНИК САН-РАФАЭЛЬ

     Неизгладимые воспоминания о горах Пайне, по-видимому, и предопределили мое желание снова отправиться в Южную Америку — чтобы сделать фильм «Полет кондора». Разве можно забыть отвесные пики, хрустальный воздух, неистовый ветер и мириады цветов! На Земле мало мест, обладающих столь притягательной силой. И вот я снова здесь.
     Слева от меня на высоту десять тысяч шестьсот футов устремляется в небо гора, вершина которой скрыта снежным бураном. К ней примыкают рога Пайне — занавес из гранитных утесов высотой до восьми тысяч семисот шестидесяти футов. На высоте уровня моря эти утесы обрываются в воды бирюзового озера, подернутые белой рябью от набегающего ветра. Впереди застыл хребет. Его пики, похожие на торчащие лезвия ножей, простерлись ввысь, словно пальцы рук от заснеженной «ладони». Это и есть «башни». Справа еще одна черная гора встречает наплывающие на нее облака. Между скалами сползает ледник; белый, с зелеными проблесками, он похож на опал и тает у границы снегов на середине склона. Наверху пики скал настолько круты, что снег не удерживается, и на нескольких вершинах виднеется обнаженная порода.
     Время от времени раздается грохот снежной лавины — стремительный поток из льда и снега каскадом срывается вниз, к подножию скалы. Но гораздо чаще можно услышать шуршащий звук — это налетает «вилли-во» — шквалистый ветер, прочерчивающий на озере белые полосы. В то утро ветер был слишком сильным, но в периоды затишья я слышал певчего воробья и жаворонка.
     Молодые гуанако в своих пушистых шубках стояли на округлых холмах ледниковой морены шириной не более ста ярдов, но достаточно высоких, чтобы загораживать горы со стороны дороги, которая петляла между холмами, будто вела в сказочный дворец. Рядом приютились маленькие озерца, чистенькие, как деревенские пруды, — каждое своего цвета, но все одинаково богатые птичьей живностью. Здесь в изобилии Магеллановы гуси (бело-серые самцы и каштановые самки с флотилиями пушистых гусят), проворные чилийские свиязи,
красноклювые коскоробы, желтошейные ибисы, лысухи — всех не перечесть. Оторвав глаза от этого ближнего пейзажа, я посмотрел вверх и увидел небо, целиком заполненное башневидными горами Пайне. Ветер, мчавшийся над их вершинами, гнал вереницу беспрестанно менявшихся облаков, и «башни» никогда не повторяли своих очертаний. Необычная, тускло светящаяся гранитная стена со сверкающей шапкой черного аспидного сланца и клубящиеся облака создавали впечатление кипящего котла с поднимающимся над ним паром. Его беспрестанное движение, контрастирующее с неподвижными закоченевшими горами, производило потрясающее впечатление.
     На фоне снеговых облаков, кулисами спускающихся с вершин, плыло резкое черное пятно. Кондор! Здесь он обычен. При виде этой птицы я всегда испытываю трепетное волнение: какая же она большая и сильная, если может летать в таком месте! Когда от усталости мы уже не можем двинуться с места, она спокойно, словно гигантская черная ночная бабочка, планирует вниз, высматривая последнее трепетание жизни.
     Как-то раз мы насчитали в небе семнадцать кружащихся птиц. Я стоял тогда близ гребня горы и вдруг вздрогнул от неожиданности. Ух! Ух! Ух! — хлопнули огромные крылья. Огромный кондор перелетел через скалу, за которой я прятался. Небо заслонили кофейного цвета перья (только у взрослых птиц они черные). Птица была так близко, что, казалось, можно было дотянуться и потрогать ее. Что-то очень зловещее было в огромном черном силуэте, достигавшем десяти футов при расправленных крыльях, в том, как она вращала головой, неторопливо озираясь вокруг в поисках жертвы, похожая скорее на аэроплан, чем на птицу. Для лучшего обзора кондор может выгибать шею назад из своего белого воротничка и вращать большим клиновидным хвостом, рассекая воздух со свистом планера. Орлы преодолевают патагонский ветер благодаря тому, что их крылья направлены назад, как у истребителя, и в струе воздуха покачиваются. Громадный кондор плавно парит, расправив маховые перья: они — словно пальцы, ощущающие подъем, концы крыльев развернуты назад, в то время как голова устремлена вперед — навстречу ветру.
     Когда-то у меня хранилось маховое перо кондора; оно было длиннее моей руки от локтя до кончика вытянутых пальцев, жесткое, как доска, и удивительно тяжелое.
     Крупный кондор может весить до двенадцати килограммов. Как-то мой друг измерил кондора в Перу — размах его крыльев достигал трех с половиной метров. Если он не ошибся, это превышает рекорд размаха крыльев странствующего альбатроса (Diomedia exculans). Андский кондор — самая большая и тяжелая из всех летающих птиц. Не один человек, приезжающий в горы попринимать солнечные ванны, в страхе просыпался от шума крыльев кондора, пролетевшего в нескольких футах. Рассказывают, что как-то раз девушка, приехавшая из Шотландии, осталась одна на альпинистской базе, недалеко от гор Пайне. Так вот, в течение нескольких дней ее буквально терроризировал кондор. Она вынуждена была укрываться от его преследований в пещере. Но если говорить всерьез, то еще не было замечено ни одного случая нападения кондора на человека. Между прочим, птица, выбрав жертву, всегда приближается к ней шажками.

фотографии

     Национальный парк Пайне отличается многообразием сред обитания, которые варьируют от ледников, спускающихся с южной части Патагонской ледяной шапки, до вечнозеленых и листопадных буковых лесов и патагонской степи. Природа парка блестяще демонстрирует зависимость существующих здесь форм жизни от геологии и климата.
     Все горы созданы одними и теми же геологическими процессами, и Анды являются самым ярким примером новейшего горообразования. Необычные башни Пайне говорят нам об одном из интереснейших периодов геологической истории.
     В центре Земли находится расплавленное металлсодержащее ядро. Над ним приблизительно на равной глубине располагается очень вязкий горячий покров — мантия, состоящая из плотной темной силикатной породы. На ней, под континентами, плавает кора толщиной в тридцать километров, которая состоит в основном из крупнозернистого гранита. Чем выше горы, тем толще как бы уравновешивающая их вес кора, плавающая наверху мантии. Под океанами кора имеет мощность около восьми — десяти километров и состоит главным образом из черного мелкозернистого базальта.
     Южная Америка «отплыла» от Африки вследствие медленного процесса — прорыва базальтов и последующего его распространения вдоль всей линии Срединно-Атлантического хребта. Современная океаническая мантия начала образовываться, грубо говоря, посреди океана и распространялась в обоих направлениях со скоростью около одного сантиметра в год. Но поскольку Южная Америка «отплывает» от Африки на своей континентальной платформе, она сближается с платформой Наска под Тихим океаном. Под влиянием такого же процесса, происходящего на дне моря в районе Восточно-Тихоокеанского поднятия, Африка движется к Южной Америке.
     Вспучивания в срединной части океана обусловливаются, как полагают, движением тепловой энергии в мантии, поднимающей нагретые породы, которые образуют новые слои земной коры. На западной окраине Южной Америки происходит обратное: Тихоокеанская платформа под Андами опускается. Как раз к западу от Анд проходит Чилийско-Перуанский желоб, по глубине превышающий высоту Анд в том месте, где опускающаяся платформа Наска тянет вниз край южноамериканской континентальной платформы.
     Поскольку одна платформа скользит под другую со скоростью нескольких сантиметров в год, выделяемое благодаря трению огромное количество тепла частично расплавляет контактирующие породы. Этот расплавленный, более горячий, а потому и более легкий материал движется вверх через континентальную кору. Часть его достигает поверхности земли, образуя цепь вулканов на всем протяжении Анд. Только в Чили насчитывается свыше двух тысяч вулканов, в том числе более пятидесяти действующих. Но большая часть расплавленной породы никогда не достигает поверхности. Она охлаждается и успокаивается на глубине в несколько тысяч метров ниже поверхности земли и кристаллизуется, образуя огромные массивы интрузий вулканических пород — так называемые батолиты.
     Именно напор батолитов вверх и сминает осадочные породы в складки, образующие хребты, подобные Андским Кордильерам. Со временем породы, окружающие батолиты, разрушаются и выветриваются, тогда батолиты обнажаются. Гранитные «башни» Пайне являются остатками такого батолита. На вершине розоватого гранита видна наклоненная шапка черного сланца — это остатки осадочных пород, вытолкнутых наверх, когда батолит поднимался. Отвесные скалы и округлые выемки в горах, напоминающие следы от ложки в мороженом, — результат оледенения.
     Но лед в горах Пайне отступает, оставляя после себя v-образные долины, заполненные водой и напоминающие фиорды. (Ледники отступают удивительно быстро: ледник Диксона, например, со скоростью семнадцать метров в год.)
     По мере того как лед освобождает ранее захваченные им участки, обнажаются скальные породы. Сначала лишенные жизни, они затем постепенно заселяются различными живыми организмами. Первыми на скалах появляются лишайники, разъедающие их гладкую поверхность своими химическими выделениями. В образующихся трещинах скапливаются соль и влага, которые дают возможность прорасти попавшему семени травы и кустарника. Но андские вулканические породы непроницаемы, и, прежде чем силы эрозии смогут проложить желобки дренажной системы для воды, стекающей на более низкий уровень, здесь интенсивно развиваются болота, окаймленные теми деревьями и кустарником, чьи семена принес ветер. Кажется странным, что это обычнейший сфагновый мох, точно такой же, как, например, в Шотландии, но ведь мхи — одни из самых древних форм растительного мира.

читать далее...

[К началу]

Категория: Издательство «Мысль» | Добавил: shum-1968 | Теги: Эндрюс М.
Просмотров: 625 | Загрузок: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮНЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •  
    * * * Кувшин с золотом * * * Стенька — атаман-воитель* * *Японская книжка про какашки* * *Почти всё о собаках* * *«Динозавры»* * *Счастья всем* * *Капустница* * * Конструкции зимних удочек с поплавком * * * Опыты без взрывов * * * «Мастерок» * * * Весёлые картинки* * *Полёт кондора* * *Ордос — крупнейший город-призрак Китая* * *Шахмоты* * *Заходер Б.В.* * *Аким Я.Л.* * * Шумов И.Х. * * * Всё о воблерах * * * Век лови – век учить * * * Спортивная оснастка поплавочной удочки* * *Большое омулёвое сафари* * *Маленькие круглые вязаные подушки* * *Ловлю только линя* * *Озеро «свое» и другие* * *Поговорим о квоке* * * Плетение бисером * * * Как вырастить рыбу * * * Семейный корень.. * * * Справочник по ремонту велосипедов* * *Белорусская сказка* * *Кумихимо* * *Братья Сафроновы* * *Липгрипы* * *Как молоды мы были...* * * «Мишутка» * * * Вам, автолюбители! * * * Воздушный разведчик * * * Г.М. Цыферов* * *ЮТ* * *Ручное изготовление ювелирных украшений* * *Джеёмс Дрисколл* * *Необыкновенные черепашки* * *BICYCLES* * * Михалков С.В. * * * Стоматология * * * Коринец Ю.И. * * * Спиннинговые оснастки* * *Очумелые ручки* * *Основы рукоделия* * *Математический тренинг* * *Самоделки: Блесны и другое...* * *Опа?рыш* * * Паслён * * * А.М. Волков * * * Оливье Ганьян * * * Воблер из эпоксидки* * *Поплавочные удочки* * *Не от скуки - на все руки!* * *Пётр I Алексе?евич* * *Станок для бисероплетения своими руками* * *Легенда: Наследие Драконов* * * Ловля на вертушки и колебалки * * * М.Е. Салтыкова-Щедрина * * * Вторая жизнь вещей * * * Джида* * *Ароматизированные блесны* * *Стихи * SHUM* * *Бунин И.А.* * *Ю.В. Соколов* * *Стали офицерами* * * К.И. Чуковский * * * Скок-скок козочка * * * Простейший транзисторный приёмник * * * Три детали – три прибора* * *Держи связь!* * *Жанна Агузарова* * *Зимняя ловля окуня на балду* * *Проделки братца Кролика* * *Эти вещи?* * * Рыболов-библиофил * * * А.Е. Шепиловский * * * И стал посёлок ГОРОДОМ * * * Люди нашего города* * *Слоны* * *Береснёв А.М.* * *«Мурзилка»* * *Кэрригер Салли* * *Навратил Ян* * * Русская сказка* * * Шахматы* * * На гладком льду* * * С ведром за мотылем * * *