«Справочник по ремонту велосипедов»
Ободные тормоза
Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Регулировка тормозного рычага
Несмотря на обилие фирм-производителей и моделей тормозных рычагов для горных и дорожных велосипедов, все они имеют много общего, поэтому нижеследующее описание вполне применимо ко всем им за редчайшим исключением. Все устанавливающиеся на руле тормозные рычаги имеют внутренний диаметр зажимной части 22,2 мм, то есть использовать их можно практически на любом велосипеде. В случае если диаметр руля меньше или больше, потребуется другой зажим.
Рычаги для простых велосипедов, оборудованных плоскими рулями, имеют внешний зажим, на горных же велосипедах рычаг имеет монолитный зажим с наружной фиксацией. Велосипеды с изогнутым вниз рулем оборудуются внутренним зажимом, устанавливать и снимать который можно только после нажатия на рычаг тормоза. Тросы на тормозных рычагах для современных изогнутых вниз рулей проходят не сверху, а снизу, рядом с зажимом, и пропускаются вдоль руля.
Устанавливать тормозные рычаги следует так, чтобы до них можно было бы легко дотянуться и чтобы в момент полного нажатия на них расстояние между ними и рулем (между близлежащими точками) составляло примерно 20 мм. Регулируются тормозные рычаги четырьмя способами:
□ изменением положения
□ изменением расстояния от тормозного рычага до руля
□ проводкой троса
□ натяжением троса
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9—10 мм
• небольшая отвертка (для старых моделей рычагов)
Процедура — регулировка положения:
1 Определите, в каком направлении будут двигаться (или вращаться) рычаги, обеспечивая удобное и адекватное торможение.
2 Посмотрите, нельзя ли переустановить на руле другие узлы (например, манетка), чтобы обеспечить более эффективную работу рычагов.
3 При помощи ключа-шестигранника или гаечного ключа слегка ослабьте зажим тормозного рычага, после чего переместите его в нужное положение. Затяните установочный болт. Тормозной рычаг не должен выступать за пределы ручек, поскольку в таком положении они могут случайно задеть за предметы, мимо которых вы проезжаете.
4 Тормозные рычаги на большинстве дорожных велосипедов имеют внутренние болты, регулировать которые можно только после того, как сняты рычаги. Еще удобнее их регулировать, когда сняты и тросы. Старые модели рычагов регулируются при помощи отвертки, новые — шестигранным ключом размером в 5 мм. Будьте внимательны, не откручивайте болт полностью — устанавливать его очень трудно.
5 Крепко прикрутите все компоненты, положение которых вы изменили.
Детали тормозного рычага дорожного велосипеда.
Процедура — регулировка расстояния от тормозного рычага до руля:
1 На большинстве горных велосипедов тормозные рычаги имеют установочные винты, закручивая и откручивая которые можно регулировать расстояние рычага От руля с целью наиболее удобного захвата его рукой.
2 Проверьте, подходит ли вам расстояние между рулем и тормозным рычагом в свободном положении. В идеальном варианте рычаг должен быть расположен максимально далеко от руля, что обеспечивает более эффективное торможение благодаря более точной регулировке его и троса, но вместе с тем его расположение должно быть удобно для руки.
3 Регулируется расстояние до руля регулировочным винтом на рычаге, если винт затягивается, расстояние до руля уменьшается, а если ослабляется — расстояние увеличивается.
4 Проверьте, удобно ли вам тормозить и, если требуется, отрегулируйте тормозной трос по нижеприведенной инструкции.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
* * *
|