«Справочник по ремонту велосипедов»
Ободные тормоза
Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Замена тормозного троса
Заменять трос следует раз в год или в случае его повреждения и износа. Как только вы заметите, что трос деформируется, перетирается или начинает ржаветь — немедленно меняйте его. Покупая трос, удостоверьтесь, что на нем стоит такой же ниппель (он устанавливается внутри тормозного рычага), что и на тросе от вашего велосипеда.
При установке или регулировке троса на тормозах с центральным натяжением вы
можете натягивать трос при помощи тонких пассатижей.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм или гаечный ключ 9 мм
• бокорезы
• масло
• паяльник и принадлежности для пайки, инструмент для закручивания троса
Процедура съема:
1 Прижмите тормозные рычаги на колесе к ободу, ослабив тем самым натяжение, и отцепите соединительный трос (на U-образных и консольных тормозах) или кулачковую пластину (на роликово-кулачковых тормозах).
2 Открутите болт с ушком или зажимную гайку, прижимающие трос к соединительной пластине, кулачковой пластине или собственно к тормозам (в зависимости от типа тормозов), и как только трос ослабнет и провиснет, снимите ее. Будьте внимательны — не растеряйте мелкие детали.
3 Протолкните трос к рычагу на руле, после того как он провиснет, вытяните его.
4 Закрутите регулировочную втулку и контргайку на тормозном рычаге на руле так, чтобы их пазы совпадали с пазом в корпусе рычага для того, чтобы можно было поднять и вытащить трос.
5 Снимите трос, сняв с рычага ниппель.
Процедура установки:
1 Проверьте целостность внешнего троса, и если он деформирован, замените его. Отрежьте его на концах таким образом, чтобы не было зацепок (к примеру, можете загнуть металлическую часть спирали).
2 Смажьте внутренний трос.
3 Вставьте в тормозной рычаг на руле ниппель через отверстие в нем, пропустите трос через различные направляющие, стопорные устройства и части кожуха.
4 Зажмите конец троса болтом с ушком или соединительной гайкой на тормозе на колесе.
5 Отрегулируйте натяжение троса согласно вышеприведенной инструкции.
6 Если у вас есть паяльник и принадлежности для пайки, спаяйте все нити внутреннего троса на конце и только после этого отрезайте лишнее.
7 Отрежьте лишний трос, оставив 2,5—3 см. Лучше это делать с помощью специальных бокорезов, но если их нет, подойдут и обычные диагональные.
8 Если вы не запаяли конец троса, завяжите его узлом.
Деталь крепления троса на тормозе центрального натяжения, кончик троса откусывается небольшими кусачками.
°°°
Стремянные и другие типы тормозов, управляемых стержнем
На некоторых традиционных английских велосипедах, а также в большинстве стран третьего мира ещё используются стремянные тормоза. Торможение на них происходит не за счет натяжения троса, а благодаря действию тяги ручного тормоза на руле, соединенной с колесным тормозом несколькими шарнирными соединениями, установленными на раме велосипеда; сам же тормоз давит на внутреннюю часть обода радиально. В некоторых странах на велосипеды устанавливаются и барабанные тормоза, работающие по точно такому же принципу.
Стремянные и другие, стержневые, тормоза обычно регулируются круглой гайкой с насечкой или винтом, расположенными у края стержня, в месте его соединения со стременем или рабочим рычагом тормозного барабана. Кроме обычного ухода они требуют смазки раз в месяц на всех осях; одновременно следует осмотреть и подтянуть все крепежные гайки. Если вы будете действовать по инструкции и вовремя выпрямлять все погнувшиеся стержни, такие тормоза прослужат вам вечно.
Установка и регулировка опоры и осевого болта на велосипеде, оборудованном тормозом с боковым натяжением.
°°°
Осмотр, ремонт или замена тормозов
Если работа тормозов оставляет желать лучшего — торможение происходит слишком резко или тормоза не отходят от колеса, их следует осмотреть, отрегулировать или заменить. Но прежде, чем разбираться с тормозами, посмотрите регулировочный трос и рычаги, прочистите их и промажьте — возможно, что проблема заключается именно в этом.
Инструмент и принадлежности:
• гаечный ключ, совпадающий по размеру с головкой крепежного болта
• гаечный ключ, совпадающий по размеру с гайкой на зажиме троса
• длинные и тонкие пассатижи
• для осмотра и регулировки: небольшая отвертка и гаечные ключи, совпадающие по размеру с осевыми болтами
• смазка
Тормозной трос в рычаге (вверху - дорожный велосипед, внизу - горный).
Процедура съема:
1 Ослабьте натяжение тормозного троса (с помощью быстросъемного механизма, регулировочного механизма или зажимного болта). На консольных тормозах и тормозах с боковым натяжением отцепите анкерную пластину от опорного троса и снимите основной трос.
2 Удерживая одной рукой тормозной механизм, открутите крепежную гайку на противоположной стороне вилки (если вы работаете с передними тормозами) или верхней задней вилки (если вы работаете с задними тормозами).
3 Снимите с обеих сторон вилки или верхней задней вилки все шайбы, одновременно вытягивая тормоз из отверстия. В некоторых случаях вам потребуется отсоединить трос.
Процедура осмотра и ремонта:
Для этого вида работы пошаговую инструкцию дать попросту невозможно. Здесь вам лучше полагаться на помощь рисунков трех основных типов тормозов. Возвратные пружины снимайте и устанавливайте с помощью небольшой отвертки. Если увидите где деформированные или изношенные детали — заменяйте. Покупать их не обязательно, подержанные, но вполне пригодные детали можно найти в мастерских и магазинах. Замените нейлоновые или тефлоновые втулки на осях, если они требуют замены. Перед установкой деталей прочистите их и слегка смажьте. Перед тем как устанавливать тормоза, проверьте их работу руками, обращая особое внимание на возвратное движение.
Съём и установка тормозов с боковым натяжением.
Процедура установки:
1 Установите снятые шайбы (я надеюсь, вы либо запомнили, либо записали, где они должны находиться). Если вы устанавливаете новые тормоза, убедитесь, что ход тормоза соответствует расстоянию между монтажным отверстием тормоза и положением обода, когда велосипедное колесо установлено, а сам тормоз не царапает по шине.
2 Установите шайбу/шайбы на место на установочном болту так, чтобы они упирались в заднюю часть тормоза; сам болт вставьте в отверстие в вилке или в верхней задней вилке; установите оставшиеся шайбы и закрутите гайку.
3 Закрепите трос, затем отрегулируйте его положение и положение тормозных колодок (см. вышеприведенную инструкцию). Убедитесь, что тормоза установлены прямо, то есть при не нажатом тормозном рычаге отстоят от обода на одинаковое расстояние: слегка ослабьте установочный болт, выпрямите тормозные колодки, нажмите на тормозной рычаг на руле и удерживайте тормоз в таком положении. При необходимости отрегулируйте тормоза дополнительно и не забудьте после этого закрепить быстросъемный механизм.
Стремянные тормоза и органы управления.
°°°
Скрип и вибрация в тормозах
Эти два тревожных феномена в работе тормозов лежат на противоположных полюсах шкалы опасности, однако если скрип всего лишь немного раздражает, но не очень опасен, то вибрация тормозов может привести к серьезным отрицательным результатам — разбалансировке системы и её повреждению.
Скрип в тормозах можно удалить, просто протерев обод, заменив стальной обод алюминиевым, а также заменив имеющиеся колодки другими или отрегулировав их таким образом, чтобы передний край их стоял чуть ближе к ободу, чем задний, — в этом случае колодки сами выправятся за счет прилагаемой к ним силы торможения. Если данным способом отрегулировать колодки невозможно (на некоторых консольных тормозах специально для регулировки ставятся сферические колодки), вам придется при помощи двух подводных ключей согнуть тормозной рычаг на колесе, придав ему нужную конфигурацию. Предупреждаю — занятие это не для слабонервных.
Вибрация тормозов вызывается ослаблением установочного болта или осевых соединений, неровностями в боковой части обода и избыточной эластичностью вилки; в худшем случае вибрация нередко дополняется плохой работой подшипников вследствие потери ими опоры. Поэтому в случае появления вибрации вам следует проверить хотя бы вилку, и если она слишком пружинит, заменить ее. Исходя из собственного опыта могу сказать, что сама по себе излишняя гибкость вилки — фактор не очень тревожный, если вы устранили другие проблемы, вибрация тормозов исчезнет при любой вилке. Скорее всего, здесь вам потребуется заменить тормозные колодки; если вы проверили подшипники, и с ними оказалось все в порядке, но вибрация осталась — смело меняйте их, поскольку другой причины просто нет.
Тормозной блок с боковым натяжением.
°°°
Тормоза для велосипедов-тандемов
На большинстве тандемов установлены три тормоза, что очень правильно, и так оно и должно быть. Два тормоза, как правило, действующие на обод (обычно — консольные тормоза) в сочетании с барабанным тормозом, установленным на втулке заднего колеса. Все тормоза срабатывают от нажатия тормозных рычагов на переднем руле, что не очень удобно — у велосипедиста рук гораздо меньше, чем установленных перед ним рычагов, если, конечно, это обычные рычаги. Сейчас можно купить рычаги, к которым крепятся сразу два рядом расположенных троса. Обычно рекомендуется управлять передним, действующим на обод тормозом одним рычагом, и двумя другими задними одновременно — вторым рычагом.
Если хотите, можете установить в середине руля отдельный рычаг для управления задним втулочным тормозом. Использоваться он будет в этом случае для экстренного торможения, и нажимать его сможет (и должен) велосипедист, сидящий сзади («ведомый», тогда как передний велосипедист называется «ведущим» или «капитаном»). Возможно даже установить рычаг заднего барабанного тормоза вместе с механизмом управления переключения передач, в конце руля, если, конечно, установочный болт достаточно прочен и хорошо отрегулирован для обеспечения адекватного торможения, к примеру, на длинном спуске. Но и в этом случае рекомендуется использовать тормоза, действующие на обод, только в экстренных ситуациях.
Роликово-кулачковый тормоз.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
* * *
|