«Справочник по ремонту велосипедов»
Ободные тормоза
Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Все тормоза, действующие на обод колеса, имеют тормозные колодки, которые и прижимаются к ободу. Среди суппортных систем, устанавливаемых на дорожные велосипеды, различаются тормоза с боковым и центральным натяжением, представляющие собой цельные блоки. Горные велосипеды, гибриды и туристические велосипеды оборудуются суппортными и кулачковыми тормозами. Состоят они из отдельных тормозных рычагов, которые монтируются на выступ, напаянный или приваренный к передней вилке, а также на нижней или верхней задней вилке. Также выпускаются плоские консольные тормоза, которые не выдаются вперед наподобие обычных моделей.
В задней части велосипеда консольные тормоза чаще всего устанавливаются на верхней задней вилке, за исключением горных велосипедов, где они монтируются под нижней задней вилкой. На горных велосипедах также используются тормозные системы с центральным натяжением; так называемые U-образные, с раздельными тормозными рычагами, закрепленными на раме или на передней вилке.
Все тормоза указанного типа соединяются с управляющим (тормозным) рычагом при помощи гибкого бауденовского троса. Обычно левым рычагом управляются передние тормоза, а правым — задние, однако при желании эти функции можно легко поменять.
На многих горных велосипедах трос передних тормозов проходит либо по ролику, установленному под рулем, либо через отверстие в руле. Оба решения не совсем удачные, так как если вы захотите изменить положение руля, вам придется регулировать и тормоза. Лучше всего установить на руле анкер и зажать его на рулевой колонке стопорной шайбой и контргайкой.
Консольные тормоза, тормоза с центральным натяжением и U-образные тормоза имеют соединительный трос, так называемый опорный трос, расположенный между двух рычагов. Для того чтобы две стороны тормоза хорошо сжимались и прилагали адекватную силу на обод, этот трос должен быть максимально коротким, то есть верхний угол тросового треугольника необходимо делать максимально большим. Модели Shimano не имеют обычного опорного троса: на них основной трос проходит к одному рычагу, тогда как второй соединяется с ним коротким тросом с соединительным зажимом.
Тормоз с боковым натяжением (слева) и консольный тормоз (справа).
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|