«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Замена манетки или троса
Если устранить неполадку не удается смазкой и регулировкой, манетку или трос необходимо менять. Если и после замены неполадка остается, значит, все дело в плохой работе механизма втулочной передачи. В таком случае я бы вам рекомендовал не мучаться со втулкой, а сразу менять все колесо вместе с ней - так будет и спокойнее, да и дешевле. Потом, когда у вас будет настроение, вы сможете поразбирать старое колесо, познакомиться с работой механизма втулки поближе. Не исключаю, что вам, возможно, удастся и обнаружить неполадку.
Заменяя манетку или трос, необходимо помнить, что каждый из них сделан под втулку того же производителя. Правда, есть и адаптеры, которые позволяют использовать трос одного производителя с регулировочным механизмом другого. Если на вашем велосипеде установлена трехскоростная втулка, вам необязательно устанавливать манетки той же фирмы. Пятискоростная втулка может управляться двумя раздельными трехскоростными манетками любой фирмы, а не только той, что сделала втулку. Что касается инструментов, то из них вам понадобятся только отвертка и разводной ключ.
Процедура съёма:
1 Ослабьте регулировочный механизм троса на втулке.
2 Слегка подтяните трос назад, к манетке, трос должен слегка провиснуть.
3 Толкните рычажок манетки назад насколько возможно и вытащите из углубления ниппель.
4 Вытяните трос из манетки, снимите с направляющих и стопоров.
5 Снимите ту часть, которую вы хотите заменить (манетку или трос).
Процедура установки:
1 Внимательно устанавливайте рычаг - он должен находиться в правильном положении.
2 Втолкните рычаг манетки насколько возможно, а если у вас пятискоростная манетка, то откройте ее. Вставьте внутрь ниппель и закрепите его в углублении в манетке.
3 Слегка натяните трос и установите его на направляющих и стопорах.
4 На втулке прикрепите трос к регулировочной цепи и коленно-рычажному механизму.
5 Отрегулируйте передачи в соответствии с вышеприведенной инструкцией.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|