«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Регулировка хода передачи
Хотя на втулочной передаче соотношение между передачами изменить нельзя, сам ход сместить вверх или вниз можно. Делается это заменой звездочки на более мелкую или более крупную, с меньшим или большим количеством зубцов соответственно. В настоящее время большинство систем оборудуется цепным колесом с 46 зубьями спереди, и звездочкой с 22 зубьями сзади.
Полный ход передач можно уменьшить (для увеличения передач, позволяющих эффективнее преодолевать подъемы) за счет замены звездочки, имеющей, к примеру, 23 или 24 зубца. И наоборот, ход можно увеличить, установив сзади звездочку с 20 или 21 зубцами. Такие незначительные изменения можно делать, не изменяя длину цепи, нужно просто чуть сместить колесо вперед или назад. Если же цепь или мала, или провисает - см. главу 6, где описана процедура уменьшения и увеличения звеньев цепи.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|