«Справочник по ремонту велосипедов»
Зубчатая передача системы механизма переключения
В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
Детали системы механизма переключения передач.
°°°
Замена манеток, установленных у ручек руля
Данный тип манеток требует особого внимания при установке. Аналогичная процедура относится к системам SIS и другим блокам с совмещенными манетками и тормозными рычагами. Их существует два основных типа: на одних тросы проходят через ручки руля, на вторых — рядом с ручками и рулем. Для первых нужно высверливать отверстия в руле, в результате чего жесткость руля уменьшается. Поэтому я советую вам отказаться от таких манеток. Если у ручек уже просверлены отверстия, то делать нечего — придется вам использовать этот тип манеток.
Если же отверстий нет, не высверливайте их.
Инструмент и принадлежности:
• ключи для установки зажимного болта в механизме переключения передач и контргайки на крепежном болте рычага
• пассатижи
• отвертка среднего размера
• ключ-шестигранник для внутреннего болта
• смазка
Процедура съёма:
1 Установите передачу, при которой механизм переключения передач находится в своем обычном положении (маленькая звездочка сзади маленькое цепное колесо спереди).
2 Ослабьте трос на механизме переключения передач, снимите его с направляющих, отведите внутренний трос как можно дальше.
3 Открутите болт поворотного рычага, снимите подшипник скольжения и контргайку на противоположной стороне.
4 Снимите рычаг с двумя шайбами, вытащите внутренний трос.
5 Ключом-шестигранником открутите внутренний крепежный болт, поворачивая его вправо, — так вы освободите расширительный стопор, который удерживает корпус механических частей рычага на ручках руля.
6 Снимите внутренний трос (если он проходит внутри руля), снимите ленту и внешний трос (в случае, если вы хотите заменить его и если он проходит вдоль руля).
Процедура установки:
1 Если трос должен пройти вдоль руля, снимите с руля старую ленту и старый внешний трос.
2 Проверьте передачу и положение цепи - механизмы переключения передач должны находиться в своем обычном положении (маленькая звездочка сзади и, как правило, маленькое цепное колесо спереди).
3 Протяните внешний трос вдоль руля так, чтобы он не мешал вам; в месте, где вы собираетесь установить механизм, трос должен находиться внизу руля; прикрутите трос липкой лентой (или протяните трос внутри руля, если в нем есть соответствующие отверстия).
4 Обмотайте руль лентой (см.главу 11).
5 Соберите корпус рычага, не устанавливая сам рычаг (расширительный стопор, установочный винт и корпус) так, чтобы отверстие для него было соосно с идущим тросом. Закрутите крепежный винт, повернув его влево ключом-шестигранником.
6 Слегка смажьте механизм переключения передач рычага и контактные поверхности, установите рычаг (с шайбами с двух сторон), затяните центральный осевой болт и контргайку.
7 Смажьте трос, протяните его через рычаг таким образом, чтобы ниппель лежал в углублении рычага; вытолкните внутренний трос из внешнего над направляющими и закрепите на механизме переключения передач. Можете поступить иначе — перед тем как устанавливать рычаг в установочный узел, протяните внутренний трос через него и внешний трос (так следует делать всегда, если трос проходит внутри руля).
8 Установите рычаг в горизонтальном положении и натяните трос пассатижами у механизма переключения передач, после чего крепко прикрутите. При необходимости отрегулируйте его в соответствии с инструкциями по регулировке переднего и заднего механизмов переключения передач.
°°°
* * *
|