В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
Почти на всех современных велосипедах ставятся вариаторы (переключатели передач) с фиксированной установкой скорости и 6,7 или 8 звездочек (раньше устанавливались 5). Манетки (они ставятся на правой стороне руля) имеют собачку, которая с характерным щелчком переключается на ту или иную скорость. Манетка, установленная на раме, или на руле, имеет небольшой рычажок (фактически это та же собачка), переключающая велосипед с фиксированного режима на фрикционный, благодаря чему можно выбрать промежуточное положение. Это очень полезная функция, позволяющая устанавливать нужную скорость, даже если механизм переключения передач сильно разболтался. Такую систему я рекомендовал бы тем, кто не хочет заниматься регулировкой механизма переключения передач, они даже в пути не испытают никаких сложностей в переключении скоростей. Фиксированный и фрикционный режимы обозначаются буквами I и F соответственно на манетке.
Снимая и устанавливая заднее колесо, оттягивайте назад механизм переключения передач и цепь.