В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
Большинство неполадок в механизме переключения передач можно устранить его регулировкой.
Инструмент и принадлежности: • небольшая отвертка
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 8 мм
Процедура: 1 Если механизм переключения передач у вас начал работать плохо в дороге, то для того, чтобы хотя бы добраться на велосипеде до дома, попытайтесь его отрегулировать. Если манетка на вашем велосипеде находится на раме или на руле, выберите фрикционный режим на манетке. 2 С помощью встроенного регулировочного барабана отрегулируйте натяжение троса. 3 Приподнимите заднее колесо и переместите задний механизм переключения передач на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка). Передний механизм переключения передач переместите на самое крупное цепное колесо. Для того чтобы цепь сместилась на эту передачу или на максимально близкую к ней, педали вращайте рукой. 4 Затяните или ослабьте регулировочный барабан - этим вы ослабите или увеличите натяжение троса. Если трос сильно болтается, вы это сразу заметите. 5 Если ход регулировочного барабана не отвечает требованиям, зажмите его в другом месте. Открутите его, ослабьте болт с ушком или зажимную гайку, которые удерживают трос в механизме переключения передач, потяните трос так, чтобы он не провисал, но и не был слишком натянут, и снова закрутите болт с ушком или зажимную гайку. 6 Проверьте переключение скоростей и при необходимости повторите регулировку в соответствии с вышеуказанными пунктами. 7 Сейчас во фрикционном режиме механизм переключения передач должен работать правильно. Ваш следующий шаг - точно отрегулировать фиксацию. Для этого вам необходимо перевести рычажок манетки на фрикционный режим, выбрать самую низкую передачу (самая большая звездочка сзади и самое маленькое цепное колесо впереди) и убедиться, что установлена именно эта передача. 8 Снова переключите рычажок на самую высокую передачу (самая маленькая звездочка и самое большое цепное колесо), затем переведите его в фиксированный режим (отмечен буквой I). 9 Отрегулируйте натяжение троса - цепь должна вращаться свободно и бесшумно на механизме переключения передач и не задевать за более крупную звездочку. 10 Переместите рычажок на следующую низкую передачу, проверьте, перешел ли задний механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку - этим вы проверите его регулировку. 11 Если механизм переключения передач не переводит цепь на следующую звездочку, подтяните трос, повернув регулировочный барабан на половину оборота. 12 Если механизм переключения передач перескакивает через вторую самую маленькую звездочку, ослабьте натяжение троса, повернув регулировочный барабан на половину оборота. 13 Если механизм работает ненадежно, повторите пп.10-12. 14 Установив механизм переключения передач на вторую самую маленькую звездочку, подтяните трос регулировочным барабаном - цепь должна вращаться плавно и бесшумно, слегка касаясь третьей самой маленькой звездочки. 15 Для полной регулировки ослабьте натяжение троса, уберите шумы и ненужное трение цепи.
Примечания □ Если убрать неполадку регулировкой не удается, смените трос и внешний трос - иногда здесь помогает простая замена внешнего троса. □ На большинстве задних механизмах переключения передач есть третий регулировочный винт, которым меняется угол механизма. Выберите такую передачу, где цепь устанавливается на самой крупной звездочке, и отрегулируйте винтом угол наклона таким образом, чтобы цепь располагалась близко к механизму переключения передач, но не царапала ролики.