В наше дни большинство взрослых велосипедов оборудуются механизмом для переключения передач, хотя на некоторых моделях ещё используется система втулочного переключения (её мы рассмотрим в главе 8). Система механизма переключения передач состоит из переднего механизма переключения передач и заднего механизма переключения передач.
И передний, и задний механизмы переключения передач срабатывают от движения манетки, которая, как правило, устанавливается или на руле, или на нижней трубке рамы. Манетки соединяются с механизмом переключения передач гибкими бауденовскими тросами. Задний механизм переключения передач перемещает цепь с одной звездочки на другую. Сами же звездочки, как мы уже знаем, устанавливаются на заднем колесе велосипеда, на блоке механизма свободного хода. Передний механизм переключения передач перемещает цепь с одного цепного колеса на другое.
Осмотр и ремонт заднего механизма переключения передач
Когда в механизме накопилось столько грязи, что он начал работать ненадежно или возникающие неполадки не удается устранить минимальной регулировкой, его следует разобрать. Инструмент и принадлежности: • ключ-шестигранник 3 мм
• гаечный ключ 7 мм
• 2 небольших разводных ключа
• растворитель
• ветошь
• смазка и масло в аэрозольном тюбике
Процедура: 1 Снимите болты на маленьких роликах, по которым движется цепь, — они называются натяжным и направляющим, соответственно. Не потеряйте ничего — ни ролики, ни болты, ни втулки (вкладыши). 2 Очистите внутреннюю часть колес и втулок и другие доступные части механизма переключения передач. 3 Если ролики изношены, купите другие, точно такие же (при покупке имейте их с собой для сравнения). Даже если ролики на первый взгляд выглядят одинаково, их все равно необходимо сравнивать — отличия могут быть. На некоторых моделях натяжной ролик отличается от направляющего. 4 Если корпус механизма переключения передач деформирован, осторожно выпрямите его двумя разводными ключами, действуя с противоположных сторон. Дальше продолжайте разбирать механизм только в том случае, если полностью очистить его внутренние части не удается. Прежде чем снимать корпус, проверьте установку и работу внутренних пружин, иначе впоследствии вы не сможете их правильно установить. При необходимости увеличьте натяжение пружины, переместив ее конец в другой паз. 5 Смажьте вкладыши на роликах и все основные части легким маслом (из аэрозольного тюбика). 6 Соберите корпус и ролики, направив цепь в корпус. 7 Проверьте и при необходимости отрегулируйте механизм переключения передач.