ТЕЛЕГРАМ-БОТ РАБОТАЕТ ЗА ВАС!
Главная » Статьи » Роб Ван дер Плас

Справочник по ремонту велосипедов (Роб Ван дер Плас) глава 4 Собираем колесо
«Справочник по ремонту велосипедов»

Колеса
Велосипедное колесо состоит из втулки, обода, камеры, покрышки и спиц. Один конец спиц крепится к фланцу втулки, а другой — вкручивается в расположенную на ободе гайку для спицы. В данной главе мы рассмотрим собственно колесо, все работы с покрышкой будут освещены отдельно в главе 5.

Основной причиной поломок велосипеда, особенно если вы катаетесь по проселку и лесу, является колесо. В этой главе я покажу все виды работ, которые требуются для поддержания колес в рабочем состоянии.


Прежде всего вы научитесь быстро и правильно снимать колесо, что требуется либо для транспортировки велосипеда, либо для проведения ремонтных работ.

°°°


Собираем колесо

Самое сложное в колесе — это его полная сборка. Если вы человек смелый и честолюбивый, попробуйте собрать колесо сами, но знайте, что профессионал сделает это в несколько раз быстрее, правда, за деньги. Вместе с тем я должен сказать, что эта работа закаляет нервную систему, а кроме того, с каждым разом (если, конечно, вы выдержите первый) вы будете собирать колесо все быстрее и быстрее. В данной работе вам помогут рисунки и детальные инструкции этой книги, с которыми я вам настоятельно советую познакомиться, прежде чем браться за дело.

Определение длины спицы

Прежде всего купите спицы нужной вам длины — в магазине скажите продавцу, какую втулку и с каким ободом вы будете соединять, как вы собираетесь устанавливать спицы (радиально, с одним, двумя, тремя или четырьмя крестами) и сколько спиц вам понадобится. На большинстве колес устанавливается 36 спиц, причем я бы рекомендовал вам устанавливать их с четырьмя крестами. Предпочтительнее, чтобы у втулки был короткий фланец, потому что с высоким фланцем вы сможете установить спицы максимум с тремя крестами. На заднем колесе, находящемся далеко от седла (особенно если на нем установлен блок механизма свободного хода с семью или восемью скоростями), спицы на правой стороне втулки должны быть на 3 мм короче спиц, устанавливаемых на ее левой стороне. Если вы не смогли найти спицы нужной длины, на правой стороне втулки чуть подтяните спицы вниз, а на левой стороне втулки подтяните спицы вверх.

Если вы или ваш калькулятор способны делать тригонометрические вычисления, для расчета длины спиц можете пользоваться нижеприведенной формулой (все размеры даны в миллиметрах).
Длина спицы = (А2+В2+С2) -0.5S,
где:
А = г sin (Т)
В = R — г cos (Т)
С = смешение от внешнего фланца втулки к центру колеса (измеряется в соответствии с рис. 4.12.; деталь А — на переднем колесе составляет половину общей ширины втулки, на заднем она будет различна на обеих сторонах)
R = половина эффективного диаметра втулки (измеренного, как показано на детали В)
R = половина эффективного диаметра обода (измеренного, как показано на детали С)
Т = 360 X/N
X = желаемое число перекрещивания спиц
N = количество спиц на фланец втулки (обычно половина всех спиц)
S = диаметр отверстия для спиц во фланце втулки.

Все эти вычисления легко произвести с помощью простой программы. Даже если вы начинающий программист, такую программу вы легко составите.

Проверка длины спиц

Если вас напугала вышеприведенная формула и перспектива сложных вычислений, ничего страшного. Существует более простой метод определения длины спиц, основанный на правиле, которое гласит, что любая плоскость определяется по трем точкам. Используйте его во всех случаях, когда вы не уверены в длине спиц. Для этого вам потребуется всего шесть спиц. Положите их ровно на стол рядом друг с другом, резьбой вниз и сравните высоту головок. Если длина спиц одинакова, можете спокойно устанавливать их в колесо в соответствии с выбранным рисунком крепления.

Инструмент и принадлежности:

• ключ для спиц
• отвертка среднего размера
• смазка (здесь подойдет и вазелин)
• ветошь

Процедура:

1 Возьмите шесть спиц и шесть ниппелей, смажьте резьбу, вытрите смазку.
2 Возьмите втулку и держите перед собой. На верхней части фланца выберите три отверстия, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии (в случае, если вы устанавливаете 36 спиц, по 18 — на каждой стороне фланца, это будет каждое шестое отверстие); если не можете установить спицы на одинаковом расстоянии на глаз, сосчитайте отверстия между ними — их должно быть нечетное количество. Если отверстия во фланце имеют выступы или углубления, выберите одинаковые отверстия с углублениями. Вставляйте спицы с внешней стороны — они будут идти внутрь.
3 Проверьте отверстия в ободе. Выберите отверстие справа или слева от отверстия для клапана, смещенное в сторону на большинстве ободов, по крайней мере для велосипедов, которые продаются в США, оно расположено против часовой стрелки, но может быть расположено и по часовой стрелке; последнее характерно для велосипедов итальянского производства. Закрепите одну из трех спиц ниппелем в соответствующем отверстии в ободе. Наклейте на нее липкую ленту, чтобы не потерять — назовем ее спица 1.
4 Отсчитайте такое же количество смещенных вверх отверстий, что и на втулке, идущих в одном направлении (по часовой стрелке или против нее), и установите две другие спицы. Теперь спицы в верхней части фланца следует закрепить соответственно расположенных отверстий в ободе, смещенных вверх. Если вы уже установили спицы неправильно, исправьте установку.
5 Поверните колесо так, чтобы пустые отверстия были перед вами.
6 Посмотрите на края фланцев, сравните, как отверстия в ближнем к вам фланце расположены между отверстиями в дальнем от вас фланце. Назовем смещение между отверстием в одном из фланцев и ближайшим отверстием в другом фланце «половиной расстояния», а промежуток между двумя последовательными отверстиями на одной из сторон фланца — «полным расстоянием».
7 Для того чтобы определить место крепления в ободе для первой спицы, установленной на фланце, воспользуйтесь таблицей, рассматривая его как функцию числа спиц и требуемого числа пересечений (крестов). Например, для 36 спиц и 4 крестов это будет 8,5. Отсчитайте нужное число полных расстояний, начиная от спицы 1, в направлении отверстия клапана (то есть против часовой стрелки, если отверстие клапана расположено против часовой стрелки по отношению к спице 1). Определив нужное отверстие на фланце, вставьте спицу с внешней стороны, направьте её внутрь и закрепите ее в ободе, в отверстии, находящемся рядом с клапанным.
8 Отсчитайте такое же число отверстий на втулке, точно так же, как. вы считаете отверстия между соответствующими спицами на нижней стороне фланца, от спицы 1, вставьте две оставшиеся спицы с внешней стороны, направляя их внутрь.
9 Прикрепите спицы к ободу в отверстия, соответствующие друг другу и отверстиям на фланце, в которые вставлены спицы, по обеим сторонам от отверстия для клапана.
10 Проверьте, получается ли у вас схема установки, похожая на рис. 4.13. Если нет, посмотрите, где вы ошиблись, и исправьте установку.
11 Постепенно затяните шесть установленных спиц. Переднее колесо должно быть затянуто и сцентрировано. Если вы работаете с задним колесом, оно должно быть соответственно смещено. Если резьбовой конец спицы находится внутри ниппеля (более чем на 1 оборот), установите вместо нее более длинную спицу, если резьба спицы сильно выступает из ниппеля, возьмите более короткую.

К сожалению, всю процедуру в этом случае вам придется повторять сначала. Если длина спиц нормальная, продолжайте собирать колесо согласно приведенной инструкции, начиная с п. 4.

Примечание

Если вы монтируете колесо с радиальным расположением спиц, вставьте сразу все спицы с внешней стороны внутрь фланца и разверните их на себя (положите на внешнюю сторону фланца).

Установка спиц на колесе

Предположим, что вы правильно определили длину спиц. Если вы в этом не уверены, проверьте их длину в соответствии с вышеприведенной инструкцией, начиная с п. 4. Если вы собираете колесо, используя старую втулку или старый обод (или и то, и другое), прежде всего снимите все старые спицы. В случае если они не снимаются, перекусите их кусачками. Если вы собираетесь установить старые спицы и старую втулку, действуйте согласно инструкции, приведенной в части «Замена обода».

Инструмент и принадлежности:
• ключ для спиц
• отвертка среднего размера
• масло (здесь подойдет вазелин)
• ветошь

Процедура:

1 Проверьте длину спиц, она должна быть одинаковой. Для этого возьмите все спицы в одну руку, поставьте их резьбовой частью на ровную поверхность (подойдет стол)и посмотрите на головки спиц. Смажьте резьбу спиц, затем вытрите лишнюю смазку.
2 Возьмите 9 спиц (предполагается, что устанавливать на колесо вы будете 36 спиц или примерно столько же для других колес) и вставьте их в каждое второе отверстие в одном из фланцев втулки, направляя с внешней стороны на внутреннюю. Если отверстия имеют последовательные углубления и выступы, выбирайте однотипные, имеющие углубления вовнутрь.

3 Возьмите втулку, держите ее вертикально (установленные спицы должны находиться в верхней части фланца); найдите отверстие во втулке, которое соответствовало бы отверстию рядом с отверстием для клапана и смещенному вверх. Возьмите одну спицу и прикрепите ее ниппелем к этому отверстию. Отметьте ее липкой лентой. Это будет спица 1. Закрутите ниппель примерно на 5 оборотов.
4 Аналогичным образом закрепите остальные спицы, устанавливая их в каждое четвертое отверстие в ободе. Если вы помните инструкции из части «Проверка длины спиц», то просто закрепите остальные спицы (их у вас должно оставаться 3 штуки).
5 Проверьте установку спиц — они должны быть закреплены в отверстиях на ободе, смещенных вверх. Три свободных отверстия осталось между каждой парой последовательно установленных на ободе спиц; одно свободное отверстие осталось на втулке.

6 Поверните колесо и посмотрите, как свободное отверстие во втулке сориентировано относительно отверстия рядом с клапанным — по часовой стрелке или против нее. Выберите несколько отверстий в ближайшем к вам фланце втулки, смещенные на половину расстояния от уже установленных спиц на дальнем фланце, расположенные в том же направлении. Вставьте в эти отверстия еще девять спиц (или другое соответствующее количество), оставляя между каждым набором последовательно расположенных спиц свободное отверстие.
7 Найдите спицу 1 (расположенную на дальнем фланце в отверстии, расположенном рядом с клапанным), отсчитайте от нее соответствующее число полных расстояний — так вы определите место установки следующей спицы и установите ее в свободное отверстие на противоположной стороне от клапанного отверстия; если устанавливаемая спица расположена по часовой стрелке, считайте также по часовой стрелке; если спица установлена против часовой стрелки, считайте против часовой стрелки. Если вы выполнили инструкции, данные в части «Проверка длины спиц», то отверстие вы уже определили, так что можете устанавливать недостающие спицы.
8 Установите закрепленные на втулке спицы в каждое четвертое отверстие на ободе.
9 Теперь у вас установлены наборы из пар спиц, разделенные между собой двумя свободными отверстиями в ободе и одним во фланцах. Если какая-то спица установлена неправильно, переустановите ее.
10 Вставьте следующую группу спиц с внутренней стороны фланца.
11 Возьмите любую из них и установите ее так, чтобы она переплеталась и перекрещивалась с выбранным числом спиц на том же фланце в соответствии с выбранным вами числом крестов; эта спица должна всегда перекрещиваться под последней спицей из выбранного вами числа. Если вы устанавливаете спицы с числом крестов 4, то устанавливаемая спица пройдет над первой, второй и третьей спицами, после чего ее следует вывести под четвертой спицей. Установите спицу в следующее свободное отверстие в ободе, смещенное в соответствующем направлении. Если она не устанавливается, то либо длина спицы не соответствует требуемой, нужной для выбранного вами числа крестов, и вы слишком сильно затянули другие спицы (что случается редко), либо вы какую-то спицу установили неправильно. В этом случае вам придется проверить установку всех спиц.

12 Точно таким же образом установите последнюю группу спиц — вставьте их в свободные отверстия в противоположный фланец с внутренней стороны, сделайте нужное число крестов, после чего установите оставшиеся спицы.
13 Вы получили колесо с установленными, но не затянутыми спицами. Проверьте еще раз установку спиц, соответствие ее выбранному вами образцу, после чего начинайте последовательно и понемногу затягивать спицы сначала отверткой, а затем, когда ниппели начнут плотно прижимать спицы, ключом для ниппелей. Не затягивайте спицы слишком сильно — ниппели с затянутых спиц должны сниматься легко.
14 Проверьте центровку колеса между гайками втулки (см. п. 3 и далее инструкции в части «Проверка вращения колеса» и след.).
15 Установите колесо на велосипед (он у вас должен стоять вверх колесами или на стойках), снова проверьте правильность центровки колеса в соответствии с инструкциями в части «Проверка вращения колеса». Колесо должно быть круглым и вращаться прямо, не отклоняясь.

16 Продолжайте равномерно затягивать спицы, последовательно по всему ободу. Довольно трудно объяснить в книге, какой должна быть степень натяжения, но если вы по профессии настройщик роялей, вы меня поймете. Если вы не имеете к роялям никакого отношения, то просто сравните, как натянуты спицы на вашем колесе и на старом, так вы проверите натяжение установленных спиц. На заднем колесе — особенно если оно имеет смещения назад — спицы, установленные на правой стороне втулки, должны быть затянуты сильнее, чем спицы на левой стороне. Вместе с тем все спицы на одной стороне должны быть затянуты одинаково.
17 После установки спиц снимите излишнее натяжение. Для этого возьмите четыре спицы (два соседних набора перекрещивающихся спиц на каждой стороне колеса) и сильно сожмите их. Спицы слегка согнутся, после чего примут нужную форму. Кроме того, вы снимете с них излишнее натяжение. Возможно, во время операции вы услышите легкий скрип, но пусть он вас не беспокоит — лучше услышать скрип во время установки спиц, чем во время поездки. В последнем случае спицы могут погнуться или даже сломаться, и всю эту длительную операцию вам придется проделывать снова.
18 Примерно после 40 км пробега проверьте вращение колеса и снова отрегулируйте его. Понятно, что занятие это весьма утомительное, но иначе вы не сможете ездить спокойно.

Примечание

Колесо с радиально расположенными спицами (чаще спицы устанавливаются так на передних колесах) монтировать гораздо легче — для этого во втулку с внутренней стороны устанавливаются сразу все спицы, подтягиваются с внешней стороны фланца, после чего закрепляются.

°°°


<——  Назад     ♦♦♦♦♦    Вперёд  ——>

Категория: Роб Ван дер Плас | Добавил: Неугомоный (03.12.2023)
Просмотров: 66 | Теги: регулировка, ремонт деталей велосипедов, автодорожный транспорт, малярно-окрасочные работы, транспорт, ремонт велосипедов, ремонт, автор, конструкции велосипедов, неисправностей механизмов, смазка велосипедов, Роб Ван дер Плас, Справочник, велосипеды, техническое обслуживание, механизмов и узлов
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮНЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •  
    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
    * * * Кувшин с золотом * * * Стенька — атаман-воитель * * * Японская книжка про какашки * * * Почти всё о собаках * * * «Динозавры» * * * Счастья всем * * * Капустница * * * Конструкции зимних удочек с поплавком * * * Опыты без взрывов * * * «Мастерок» * * * Весёлые картинки * * * Полёт кондора * * * Ордос — крупнейший город-призрак Китая * * * Шахматы * * * Заходер Б.В. * * * Аким Я.Л. * * * Шумов И.Х. * * * Всё о воблерах * * * Век лови – век учить * * * Спортивная оснастка поплавочной удочки * * * Большое омулёвое сафари * * * Маленькие круглые вязаные подушки * * * Ловлю только линя * * * Озеро «свое» и другие * * * Поговорим о квоке * * * Плетение бисером * * * Как вырастить рыбу * * * Семейный корень.. * * * Справочник по ремонту велосипедов * * * Белорусская сказка * * * Кумихимо * * * Братья Сафроновы * * * Липгрипы * * * Как молоды мы были... * * * «Мишутка» * * * Вам, автолюбители! * * * Воздушный разведчик * * * Г.М. Цыферов * * * ЮТ * * * Ручное изготовление ювелирных украшений * * * ДЖЕЙМС ДРИСКОЛЛ * * * Необыкновенные черепашки * * * BICYCLES * * * Михалков С.В. * * * Стоматология * * * Коринец Ю.И. * * * Спиннинговые оснастки * * * Очумелые ручки * * * Основы рукоделия * * * Математический тренинг * * * Самоделки: Блесны и другое... * * * Опарыш * * * Паслён * * * А.М. Волков * * * Оливье Ганьян * * * Воблер из эпоксидки * * * Поплавочные удочки * * * Не от скуки - на все руки! * * * Пётр I Алексе?евич * * * Станок для бисероплетения своими руками * * * Легенда: Наследие Драконов * * * Ловля на вертушки и колебалки * * * М.Е. Салтыкова-Щедрина * * * Вторая жизнь вещей * * * Джида * * * Ароматизированные блесны * * * Стихи * SHUM * * * Бунин И.А. * * * Ю.В. Соколов * * * Стали офицерами * * * К.И. Чуковский * * * Скок-скок козочка * * * Простейший транзисторный приёмник * * * Три детали – три прибора * * * Держи связь! * * * Жанна Агузарова * * * Зимняя ловля окуня на балду * * * Проделки братца Кролика * * * Эти вещи? * * * Рыболов-библиофил * * * «На острие луча» * * * И стал посёлок ГОРОДОМ * * * Люди нашего города * * * Слоны * * * Береснёв А.М. * * * «Мурзилка» * * * Кэрригер Салли* * * Навратил Ян * * * Русская сказка * * * Шахматы * * * На гладком льду * * * С ведром за мотылем * * *