«Справочник по ремонту велосипедов»
Колеса
Велосипедное колесо состоит из втулки, обода, камеры, покрышки и спиц. Один конец спиц крепится к фланцу втулки, а другой — вкручивается в расположенную на ободе гайку для спицы. В данной главе мы рассмотрим собственно колесо, все работы с покрышкой будут освещены отдельно в главе 5.
Основной причиной поломок велосипеда, особенно если вы катаетесь по проселку и лесу, является колесо. В этой главе я покажу все виды работ, которые требуются для поддержания колес в рабочем состоянии.
Прежде всего вы научитесь быстро и правильно снимать колесо, что требуется либо для транспортировки велосипеда, либо для проведения ремонтных работ.
°°°
Регулировка вращения колеса и уменьшение натяжения
Установка спиц по касательной
Этот вид работы производится в случае деформации колеса, как дома, так и в пути. В последнем случае исправление будет неполным, но вернуться домой на таком колесе вы сможете. В идеале деформированное колесо исправляется на специальном верстаке, но можно и просто перевернуть велосипед, поставить его вверх колесами. В этом случае руль, правда, следует прочно закрепить. Можно, но не обязательно, предварительно снять с колеса камеру и покрышку.
Инструмент и принадлежности:
• ключ для регулировки спиц
Процедура ремонта:
1 Медленно вращайте колесо, глядя на определенные точки с двух сторон обода. На специальной стойке для исправления колес они отмечены, но если у вас ее нет, можете смотреть на точки у тормозных колодок. Отметьте места, которые следует выгнуть вправо или влево соответственно.
2 Ключом для регулировки спиц ослабьте ниппели (специальные гайки) на выступающей части колеса, после чего затягивайте спицы на противоположной стороне, на та- ком же участке. За один раз поворачивайте ниппели в центре выступающей части, на половину оборота, а ниппели, расположенные дальше, на четверть оборота. Поворачивать ниппели ключом очень легко, нужно только прочно браться за них.
3 После выправления колеса во время установки его следует сцентрировать. Проверять центровку можно либо специальным инструментом, либо просто проверяя точки контакта колеса с тормозными колодками. Если колесо не сцентрировано, затяните ниппели на одной стороне колеса, поворачивая их за раз на четверть оборота, а на другой стороне колеса ослабьте ниппели, также откручивая их на четверть оборота за раз. Действуя таким образом, вы сцентрируете обод на втулке. Всегда начинайте и заканчивайте исправлять деформацию колеса в точке, где находится клапан — так вы не пропустите ни одной спицы.
4 Отрегулировав линию крепления спиц, можете приступить к ослаблению их натяжения. Возьмитесь одной рукой за две спицы на одной стороне колеса, а другой — за две спицы на противоположной стороне колеса и слегка сожмите их. Проделайте эту операцию со всеми спицами. Начинайте растягивать спицы с точки, где расположен клапан.
5 Регулярно осматривайте части колеса, проверяя их на правильность формы и регулировки спиц.
6 На заднем колесе, где расположен механизм переключения передач, спицы с правой стороны втулки имеют более крутой угол и, соответственно, испытывают большее натяжение, чем спицы на левой стороне. Это объясняется асимметрией фланцев втулки, вызванной установкой механизма свободного хода на правой стороне втулки.
Примечание
Исправлять деформацию колеса в первый раз — занятие утомительное и очень долгое. Не отчаивайтесь, во второй раз все будет гораздо быстрее. Если вы после исправления не надумаете заменить колесо, обязательно покажите свою работу специалисту для оценки.
°°°
|