Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Все типы суппортных тормозов регулируются примерно по одной и той же схеме, хотя регулировочные механизмы на них могут устанавливаться в дамых разных положениях. Для регулировки тормоза с центральным натяжением вам понадобятся остроносые пассатижи, в то же время для регулировки всех моделей вам необходим ключ-шестигранник или обычный гаечный ключ — ими вам придется откручивать и закручивать зажимную гайку.
Самая обычная и частая регулировка — это подтяжка троса с целью уменьшить износ тормозной колодки. Данная операция проделывается на всех моделях тормозов без исключения. Однако прежде отрегулируйте положение тормозной колодки (см. выше) — если вы этого не сделаете, то колодка может постепенно съехать в сторону и повредить либо спицы, либо покрышку.
Справа: Регулировка положения тормозной колодки на ободе. При нажатии тормозного рычага тормозная колодка должна полностью прилегать к ободу. Крепление тормозного рычага различается в зависимости от модели велосипеда.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9 мм
• пассатижи
Процедура:
1 Если тормоза работают неэффективно, прежде всего следует отрегулировать натяжение троса. Для этого подтяните трос, повернув регулировочную втулку на 2 оборота. 2 Проверьте работу тормоза, учтите, что при торможении расстояние между тормозным рычагом и рулем должно составлять не менее 2 см. 3 Если регулировочным узлом требуемого натяжения троса достичь не удается, открутите втулку, вытяните трос и снова зажмите его. Если вы работаете с тормозами с центральным натяжением, ухватите кончик троса пассатижами и накрутите на них трос. Дополнительная регулировка натяжения троса осуществляется регулировочной втулкой. 4 Если после регулировки трос натягивается достаточно, но после торможения тормозная колодка не отходит от обода, проверьте все части тормозной системы, замените изношенные и деформированные.
Регулировка роликово-кулачковых тормозов
Данный тип тормозов, хотя и редко используется на велосипедах, за счет использования очень интересных деталей отличается высокой эффективностью, особенно если устанавливается на туристических и горных машинах. Правда, с одной оговоркой — он хорошо работает только в том случае, если его тщательно отрегулировать. Регулировка роликово-кулачкового тормоза сильно отличается от регулировки других тормозов. Постоянно следите за его работой и, как только вам покажется, что он начинает разлаживаться, сразу же проверяйте и регулируйте его. Только не бросайтесь сразу заменять детали, возможно, система просто загрязнилась — так что прежде всего прочистите её.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9—10 мм
• конический ключ 14 мм
Процедура:
1 Проверьте положение тормозных колодок на ободе в момент торможения — при нажатии тормозного рычага они должны плотно прилегать к обоим краям обода. 2 Проверьте, на какое расстояние тормозные колодки выступают от тормозного рычага. Измерьте расстояние от поворотной точки тормозного рычага и проверьте его соответствие по данным в следующей таблице:
Размер А (в мм) Размер Б (в мм) 92 ..................... 29
90 ..................... 28
88 ..................... 27
86 ..................... 26
84 ..................... 25
Если данные не совпадают, отрегулируйте тормозные колодки до полного соответствия с цифрами в таблице. 3 Проверьте центровку тормозных колодок, но прежде убедитесь, что сам обод сцентрирован относительно стоек рамы (или вилки, если вы работаете с передним тормозом). При необходимости отрегулируйте положение обода. Если расстояние между стороной обода и тормозной колодкой справа и слева от обода различно, отрегулируйте его, сделав одинаковым. 4 Центровка тормоза определяется натяжением пружины, причем на некоторых моделях велосипедов имеются две пружины, регулировать которые следует индивидуально. Для этого сначала проверьте гайки на поворотных болтах тормозного рычага — они должны быть хорошо затянуты. Затем с помощью конического ключа на 14 мм (или обычного рожкового ключа того же размера) слегка поверните центральную втулку, расположенную сразу под тормозным рычагом, так, чтобы оба тормозных рычага сцентрировались относительно обода. 5 Иногда требуется повторить регулировку установки тормозной колодки (см. пп 3 и 4) — тормозные колодки должны находиться на одинаковом расстоянии от обода и сцепляться с ним равномерно.