Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Одна из самых неприятных проблем в работе тормозов — это их смещение относительно центра. Как только одна из тормозных колодок начинает тереть обод, их сразу же нужно центрировать. Если колодка трет не постоянно, то сначала проверьте правильность установки колеса и отцентрируйте его (см. главу 4). Если данная проблема становится постоянной, это означает, что колесо установлено правильно, а все дело в самих тормозах.
Тормоза с центральным натяжением
1 Прежде всего проверьте прочность закрепления деталей тормозной системы, при необходимости нажав на тормозной рычаг и удерживая тормоз в центре, затяните установочный болт. 2 Если тормоз закреплен нормально, но в то же время смещен, возьмите большую отвертку и молоток, поставьте отвертку в поворотную точку (скорее всего, она находится слишком высоко) и легонько постучите по отвертке молотком. 3 Повторите операцию до полной центровки тормоза.
Тормоза с боковым натяжением
В данном случае центровка зависит от расположения установочного болта, который иногда смещается назад. Заставить его надолго занять правильное положение — задача не из легких — как только вы снова нажмете на тормозные рычаги на руле, болт может сразу же сместиться. К некоторым моделям тормозов данного типа придается специальный регулировочный инструмент с соответствующей инструкцией, и с помощью этого инструмента установочный болт возвращается в нужное положение. Есть и универсальный инструмент, позволяющий регулировать все тормоза: вставьте шпильки внутрь пружины и поверните ее в нужном направлении. Существуют и такие модели, для которых специального инструмента не предусмотрено. В этом случае действуйте по нижеприведенной инструкции:
Инструмент и принадлежности:
• конусный ключ 13—14 мм
• ключ-шестигранник 6 мм
Процедура:
1 Если головка установочного болта видна между тормозами и вилкой или рамой, установите на нее конусный ключ, а с другой стороны прихватите гайку обычным гаечным ключом или ключом-шестигранником. Однако, возможно, для того чтобы открутить крепежный болт, вам потребуются два гаечных ключа. 2 На старых моделях велосипедов иногда поверх крепежного болта накручивают две гайки, в этом случае внешнюю гайку следует откручивать по часовой стрелке, а внутреннюю — против часовой стрелки. 3 Чтобы снять крепежный болт, вам следует одновременно работать двумя ключами.
Центрирование тормозов (слева) тормоза с центральным натяжением (справа) консольные тормоза.
Если после всей данной операции проблема осталась или эпизодически возвращается, вставьте плоскую стальную шайбу между корпусом тормоза и вилкой или задним стоечным мостом (или установленной там фигурной шайбой). В результате вы предотвратите слипание деталей в неправильном положении, сделаете поверхность ровной и гладкой и сможете повернуть ее в любом направлении.
Консольные тормоза:
1 На большинстве моделей есть шестигранное углубление в одном из осевых стержней, поворачивая который в одну или другую сторону вы можете натянуть скрытую под вкладышем пружину. 2 На других моделях между утолщением осевого стержня и рычагом тормоза имеется плоская граненая деталь размером 14 мм, которую можно отрегулировать, если повернуть стержневой болт при помощи конусного ключа. 3 На большинстве тормозов Dia-Соmре вам следует ослабить и повернуть находящуюся позади него втулку 13-миллиметровым конусным ключом, после чего снова затянуть болт. 4 На старых моделях, где нет центровочного винта, при помощи пассатижей слегка поверните одну из пружин, которые стягивают и отпускают тормозные рычаги.
U-образный тормоз:
На этом типе тормоза в тормозном рычаге (на колесе) обычно имеется небольшой регулировочный винт, поворотом которого регулируются оба рычага. Если такого винта нет, разберите тормоз и сожмите (или разожмите) пружину, сделав её симметричной.
Роликово-кулачковый тормоз
Данный вид тормозов — наиболее популярный из всех тех, что я называю кулачковыми. Эти тормоза, как правило, имеют небольшой регулировочный винт, натяжением и ослаблением которого центрируются тормозные рычаги.