«Справочник по ремонту велосипедов»
Ободные тормоза
Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Осмотр и ремонт тормозов
Если велосипед эксплуатируется часто, в плохую погоду и на бездорожье, то как минимум раз в год всю тормозную систему рекомендуется осматривать и регулировать. При появлении в работе системы неисправностей, которые нельзя устранить регулировкой, ее необходимо разбирать.
Разные тормозные системы устроены по-разному, поэтому автор даст общую, универсальную инструкцию, в которой вскользь рассмотрит некоторые отличия между моделями тормозных систем. Прежде всего для осмотра тормозной системы вам необходимо снять велосипедное колесо. Если колесо не имеет быстросъемного механизма, слегка сдавите тормозные рычаги на колесе, отцепите трос (на тормозах с боковым натяжением, консольных и U-образных). На роликовокулачковом тормозе снимите кулачковую пластину, ослабьте конец одной пружины и симметрично раздвиньте рычаги.
Центрирование современного тормоза с боковым натяжением при помощи конусного ключа. Одни модели могут потребовать специального инструмента, другие оборудованы регулировочным винтом без головки.
Инструмент и принадлежности:
• конусный ключ 13—14 мм
• ключ-шестигранник 5 мм
• длинные тонкие пассатижи
Процедура съема:
1 Сожмите тормозные рычаги у тормозных колодок и отсоедините трос; на роликово-кулачковых тормозах следует, повернув кулачковую пластину, вытащить ее.
2 Проверьте трос и при необходимости замените его: снимите анкерный зажим с троса (гайку захватите гаечным ключом, а болт — ключом-шестигранником). Вытяните трос, по завершению работы — вставьте новый. Если на тросе установлен конечный элемент, снимите его пассатижами. Рекомендую вам закрутить и пропаять конец троса, чтобы он не распутывался (см. соответствующую инструкцию в части «Замена тормозного троса»).
3 Открутите крепежную гайку, установленную в верхней части осевого болта на каждом тормозном рычаге. Если на вашем велосипеде установлены системы с боковым или центральным натяжением, снимите весь узел.
4 Снимите тонкими пассатижами верхний конец пружины из места крепления на каждом тормозном рычаге, после чего снимите его и втулку с поворотного штыря.
5 Прочистите, осмотрите и, если нужно, отремонтируйте или замените все поврежденные узлы. Очистите от ржавчины крепление осевого болта и место его установки, смажьте его вазелином или подшипниковым маслом. На роликово-кулачковом тормозе снимите с тормозных рычагов ролики, осмотрите, прочистите, смажьте и снова установите.
6 При необходимости открутите винты и снимите тормозные колодки, прочистите их и снова установите. Если тормозные колодки сильно изношены, замените их.
В большинстве консольных тормозов концы пружин крепятся в разных местах. Вы берите такое положение, при котором тормоза максимально сцентрированы.
Процедура установки:
1 После очистки, смазки или замены деталей начинайте их устанавливать. Сначала на поворотные стойки оденьте пружины длинными концами вверх и внутрь.
2 Оденьте регулировочную втулку на верхнюю часть вокруг стойки каждого установочного уплотнения так, чтобы ее цилиндрическая часть выдавалась вперед.
3 Установите тормозные рычаги на регулировочные втулки, затем оденьте шайбы и закрутите их гайками или болтами.
4 На роликово-кулачковых тормозах закрепите конец пружины в гнезде в конце роликовой шпонки на каждом тормозном рычаге.
5 Сожмите тормозные колодки и установите между роликами (на роликовых тормозах) кулачковую пластину, или (на некоторых моделях) соединительный трос.
6 При необходимости отрегулируйте натяжение троса на тормозном рычаге на руле или, если трос провисает слишком сильно, зажмите анкерную пластину (на U-образных или консольных тормозах), или же зажмите кулачковую пластину (на роликовых тормозах) в другой точке на тросе.
7 На тормозах с боковым или центральным натяжением установите весь блок целиком.
8 Отрегулируйте тормоза.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
* * *
|