«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Регулировка трехскоростной втулки Sturmey-Archer
На втулках такого типа трос соединен с очень маленькой цепью, которая выходит из правой гайки на втулке. Точность регулировки здесь проверяется правильностью выверки, что можно увидеть через отверстие в гайке. Обычно регулировка не требует никакого инструмента, если не считать пассатижей, да и то в случае, если регулировочная гайка или втулка натянуты слишком сильно.
Процедура:
1 Установите, в порядке ли трос или ролики, закреплены ли направляющие и стопоры.
2 Если вы более 3 месяцев не смазывали втулку, то прежде всего смажьте ее через ниппель, затем, приподняв заднее колесо, несколько раз проверните педали на каждой передаче.
3 Проворачивая шатуны хотя бы на половину оборота, установите рычажок манетки в нормальное положение (N или 2).
4 Посмотрите в отверстие в правой гайке на оси. Втулка считается правильно установленной, когда плечо внутренней шпонки, с которой соединена цепь, точно выверено относительно оси.
5 Если есть необходимость, отрегулируйте натяжение троса регулировочной гайкой или втулкой. Для этого ослабьте контргайку, поверните внутренний корпус с резьбой относительно шпонки (у нее также есть резьба) и, удерживая в этом положении корпус, затяните контргайку.
6 При необходимости проверьте и снова отрегулируйте.
°°°
|