«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Регулировка пятискоростной втулки Sturmey-Archer
Большинство вариантов данной втулки имеют на левой стороне коленно-рычажный механизм, а на правой стороне - такую же гайку с отверстием, как и на некоторых трехскоростных моделях. Проверьте, свободно ли двигается трос, прочно ли установлены стопоры троса, правильно ли выверены относительно друг друга коленный рычаг и управляющая цепь. Если в течение последних трех месяцев вы не смазывали втулку, обязательно сделайте это сразу же, после чего проверьте её работу. Для последующей регулировки инструмента вам не потребуется.
Процедура для моделей с двумя раздельными манетками:
1 Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота. Установите левую манетку в положение, соответствующее натяжению троса.
2 При необходимости отрегулируйте трос так, чтобы он не провисал, но и не был сильно натянут.
3 Установите правую манетку в промежуточное положение.
4 Нажмите на левую манетку так, чтобы она полностью натянула трос.
5 Проверьте работу всех передач. Если какая-то из них не включается, слегка подкрутите правое регулировочное устройство - ослабьте или подтяните.
Процедура для моделей с одной манеткой:
1 Установите механизм переключения передач на четвертую передачу.
2 Отрегулируйте правый механизм в соответствии с инструкцией для трехскоростных втулок.
3 Приподнимите колесо, поверните шатуны минимум на половину оборота, установите манетку на пятую передачу.
4 Сейчас левый трос должен быть натянут, если он провисает - отрегулируйте его.
5 Проверьте работу всех передач и при необходимости снова отрегулируйте их.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|