«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Осмотр и ремонт втулки
Хотя и трехскоростные, и даже пятискоростные втулки по сравнению с другими велосипедными узлами и не сложны по конструкции, и не дороги, я бы посоветовал, даже в случае, когда нельзя устранить ни смазкой, ни регулировкой, не выбрасывать их, а попробовать отремонтировать. Дело в том, что сама втулка - вещь дешевая, а вот процесс разборки колеса, неизбежный при замене втулки, отнимет у вас много денег и, даже если вы обратитесь в мастерскую, ещё и времени. Однако детально я на этом процессе останавливаться не буду, поскольку моделей втулок много и процедуры разные.
Гораздо разумнее будет напомнить вам о необходимости ухода за втулкой, если вы её смазываете, проверяете её работоспособность и регулируете, больших проблем у вас с ней не будет.
Процедура:
1 Отсоедините трос управления от втулки, снимите колесо с велосипеда.
2 Снимите управляющий стержень или коленный рычаг.
3 Положите колесо на стол стороной, где находится цепь, вверх.
4 Снимите звездочку (см. главу 6, Трансмиссия).
5 Снимите контргайку и стопорную шайбу.
6 Снимите конус подшипника и все другие детали, которые можно снять.
Дальше действуйте в зависимости от того, какая у вас модель велосипеда. Работайте не спеша, запоминайте расположение деталей, а лучше всего - записывайте последовательность их установки. Процесс трудоемкий, но скажу вам в качестве утешения - я сам до сих пор так поступаю.
Замените изношенные и деформированные детали, смажьте их перед сборкой. Механизм свободного хода устанавливайте в соответствии с инструкцией, приведенной в главе 6. Тщательно отрегулируйте подшипники. После того как вы все собрали и установили на велосипед колесо, отрегулируйте передачи.
°°°
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
|