«Справочник по ремонту велосипедов»
Втулочная передача
В настоящее время втулочная передача на американских велосипедах почти не используется, тем не менее многие велосипедисты считают её очень неплохой и по собственной инициативе устанавливают ее на своих велосипедах. Кроме того, такие известные фирмы, как Shimano, Sachs и Sturmey-Archer, устанавливают на своих велосипедах системы, предполагающие скорое возвращение втулочных передач на велосипеды повседневного использования. И это не говоря уже о старых моделях велосипедов, оборудованных по большей части втулочной передачей.
Втулочная передача на сегодняшний день имеет от 2 до 7 скоростей, но как правило 3. Такие втулки регулируются установленной на руле манеткой, которая натягивает небольшую цепь, или с помощью шарнира и гибкого троса, проходящего по направляющим или роликам, обеспечивает нужное сцепление с установленным во втулке селекторным механизмом.
На большинстве пятискоростных моделей имеются два троса и два селекторных механизма. Ось втулки — полая, в ней находится селекторный стержень, на котором установлен кулачковый механизм. На подавляющем количестве моделей селекторный стержень соединен с небольшой цепью, но на некоторых велосипедах он соединен с кулачковым механизмом, прикрученным рядом с осевой гайкой. Трос крепится к небольшой цепи или шарниру при помощи регулирующего устройства, которое служит для корректировки передач. Когда манетка переводится на более низкую передачу, стержень выталкивается и переводит селектор в нужное положение.
Двухскоростная передача, которая используется в основном на складных велосипедах, не имеет внешнего управления скоростями, они устанавливаются вращением педалей назад.
Планетарная передача.
°°°
Уход за втулочной передачей
Если втулочная передача начинает барахлить, это вовсе не означает, что в ее механизме есть неполадки, скорее всего неполадки начались в самом управлении, а именно — разболтались направляющие троса или на тросе появились зазубрины. Поэтому прежде чем начинать разбирать втулку, проверьте трос.
Большинство моделей, выпускаемых фирмой Sachs, смазывать не нужно, их механизмы выходят из строя только в одном случае — когда втулка перегревается; это происходит на моделях с тормозной системой, срабатывающей от обратного вращения педалей. В данном случае втулку рекомендуется снять, набить в подшипники специальную смазку от того же производителя. Большинство других моделей оборудованы масляными ниппелями. Смазывать их нужно либо раз в три месяца (капнуть 10 капель легкого масла), либо когда втулка начинает плохо работать — скрипит, поворачивается неравномерно или с трудом.
На трехскоростных моделях ножной велосипедный тормоз можно снять, разобрав весь механизм и удалив секционную цилиндрическую тормозную крышку вместе с тормозным конусом (детально этот процесс описан в главе 10).
В настоящее время модели с системой Sturmey-Archer с встроенным барабанным тормозом не имеют уплотнительной шайбы, отделяющей тормоз от передачи. В результате, если велосипед лежит на левой стороне, масло попадает в тормозной барабан и разрушает тормозные колодки. Как правило, производитель не проводит смазку механизма втулки — предполагается, что это сделает владелец после покупки велосипеда. Естественно, такие велосипеды не следует класть на левую сторону.
°°°
|