«Справочник по ремонту велосипедов»
Колеса
Велосипедное колесо состоит из втулки, обода, камеры, покрышки и спиц. Один конец спиц крепится к фланцу втулки, а другой — вкручивается в расположенную на ободе гайку для спицы. В данной главе мы рассмотрим собственно колесо, все работы с покрышкой будут освещены отдельно в главе 5.
Основной причиной поломок велосипеда, особенно если вы катаетесь по проселку и лесу, является колесо. В этой главе я покажу все виды работ, которые требуются для поддержания колес в рабочем состоянии.
Прежде всего вы научитесь быстро и правильно снимать колесо, что требуется либо для транспортировки велосипеда, либо для проведения ремонтных работ.
°°°
Смазка и разборка втулки
Один раз за сезон или при регулировке полностью смазывайте втулку так, как показано на рисунке.
Инструмент и принадлежности:
• конусные ключи размером 13— 16 мм
• рожковые ключи размером 13— 16 мм
• ветошь
• подшипниковое масло
Процедура демонтажа
1 Снимите колесо
2 Снимите быстросъемный механизм или осевые гайки и прокладки
3 Снимите с одной стороны втулки контргайку, удерживая конус на этой же стороне.
4 Снимите стопорную шайбу
5 Снимите конус, удерживая его с противоположной стороны. Не дайте шарикам подшипника раскатиться, пока вы снимаете конус.
6 Снимите ось (на другой стороне стопорная шайба и контргайка остаются) с кожуха втулки. Старайтесь не растерять шарики. Снимите пластмассовую шайбу (если она установлена) с кожуха втулки.
Снятие подшипника на втулке. Слева: вытягивайте конус, одновременно раскручивая и закручивая контргайку. Справа: снятие конуса подшипника.
Процедура осмотра и ремонта
1 Прочистите и осмотрите все детали подшипника.
2 Замените шарики подшипника новыми, того же размера, замените все деформированные части. Деформированными считаются части поцарапанные, потерявшие изначальную форму, имеющие вмятины, царапины и пятна ржавчины.
Процедура сборки
1 Прежде всего прочистите чашки подшипников во втулках, после чего набейте их подшипниковым маслом, затем установите прокладки и пылезащитные уплотнения.
2 Втолкните шарики в масло, полностью заполнившее подшипник, оставьте дли них пространство, достаточное для свободного вращения.
3 Вставьте втулку, на одном конце которой установлена шайба и контргайка. Если вы работаете с задним колесом, убедитесь, что вы вставляете его так, как оно стояло изначально.
4 Прикрутите второй конус к свободному концу оси так, чтобы подшипник оставался слегка свободным.
5 Установите стопорную шайбу, накрутите ее на резьбу оси.
6 Прикрутите контргайку к конусу, затяните ее.
7 Проверьте и отрегулируйте ход подшипника согласно приведенным выше инструкциям. Он должен вращаться легко.
8 Установите колесо.
Примечания
1 Если вы снимаете конус, убедитесь, что при установке ось выдается в обе стороны на одинаковое расстояние — если с первого раза вам этого сделать не удалось, отрегулируйте расстояние контргайками.
2 Набитые маслом подшипники дополнительно смазывать маслом не нужно, поскольку масло может растопить внутреннюю смазку. Вместе с тем некоторые части втулки следует смазать из шприца. Это относится прежде всего к втулкам модели Grease-Guard производства фирмы SunTour для горных велосипедов. Другие втулки можно модифицировать с помощью установки на них деталей Grease-Guard и смазывать из шприца.
Простая спица, спица с утолщением и аварийная
°°°
|