Передняя подвеска
В последние годы среди любителей горных велосипедов сделались весьма популярными телескопические передние вилки. Сказать, какая модель такой вилки лучше или хуже, не представляется возможным, поскольку ежегодно на рынке появляются все новые их типы, рассказывать о которых можно бесконечно. Универсальную подробную инструкцию по уходу за всеми подобными вилками также дать затруднительно.
Единственно, что я мог бы вам посоветовать, это регулярно их чистить, особенно в тех местах, где более тонкая часть выходит из более толстой. Если внутрь телескопической вилки проникнет грязь, она может разрушить прокладки (на моделях с гидравлическим демпфером), в результате чего начнется утечка масла. Не лучше будет, если грязь проникнет между сочлененными деталями — они могут слипнуться, что очень опасно внезапным отказом в работе вилки.
Регулярно проверяйте соединение деталей подвески и рулевые качества. Если заметите, что во время поездки вы теряете контроль за передней нижней частью вилки, знайте — скорее всего, механизм ее поврежден. Ограничивайте свой уход за вилкой только её чисткой и мелкой регулировкой, все сложные виды работ проводите в мастерской Если же вы хотите научиться ремонтировать ее в своем, и не только, велосипеде, то запросите у фирмы-изготовителя подробную инструкцию на вилку.
Для того чтобы установить вилку с подвеской, пользуйтесь той же инструкцией, которая приведена выше, для установки жесткой вилки. Если вы захотели сменить жесткую вилку и установить на своем велосипеде телескопическую, обратите внимание на размер рулевой трубки. Менять вилки лучше всего сразу при покупке велосипеда. После замены обязательно покатайтесь на велосипеде, проверьте его работу. Если руль поворачивается слишком легко, проверьте установку вилки. Если вы уже купили велосипед, проверили его, а через некоторое время заметили в работе вилки какие-то неполадки, не пытайтесь их устранить самостоятельно, обращайтесь в мастерскую.
Уход за подвеской с использованием эластомера
На большинстве таких подвесок для регулировки фрикционного демпфирования есть ручка или диск, которые снимаются перед заменой подушки из эластомера. Регулируйте всегда симметрично, одинаково равномерно двигая обе стороны вилки. Любителям прокатиться по серьезному бездорожью подушки нужно ставить более жесткие, для тех же, кто катается по городу или в сельской местности на ровных дорогах, больше подойдут мягкие подушки. Если подвеска работает жестко, поверните ручку или диск по часовой стрелке, усилив фрикционное демпфирование; ослабить его можно поворотом ручки или диска против часовой стрелки. Поэкспериментируйте несколько раз, найдите более удобное для себя фрикционное демпфирование.
Замена подушки из эластомера начинается с того, что вы снимаете с велосипеда переднее колесо и отцепляете перо вилки (на большинстве моделей это делается при помощи большой навинчивающейся крышки вверху). Вытащив внутреннюю скользящую трубу, вы увидите устройство, напоминающее ползунок, — он установлен как раз между подушками из эластомера. В зависимости от степени жесткости подушки имеют особую расцветку. Самые жесткие подушки обычно имеют белый цвет, умеренно жесткие — желтый, самые мягкие — красный. Выберите ту комбинацию, которая вас наиболее устраивает, обращая внимание на жесткость и на вес подушки. Можно ставить одновременно разные подушки, к примеру самые жесткие — на концы вилки, а самые мягкие — в середине. После установки подушек соберите вилку и сразу же покатайтесь на велосипеде, проверьте её работу. При необходимости проведите дополнительную регулировку.
Уход за вилкой, оборудованной пневматической подвеской
Такие подвески являются технически самыми сложными и одновременно самыми уязвимыми. Давление в них регулируется изменением давления газа (азота или воздуха в зависимости от фирмы-производителя и модели). На большинстве моделей, где используется воздух, давление регулируется простым клапаном (либо таким же, как на автомобильной шине, либо как на футбольном мяче). Закачивается воздух насосом или компрессором, оборудованным соответствующим переходником. Натяжение уменьшается за счет выпуска воздуха нажатием на ниппель клапана. Тем из велосипедистов, которые любят поездить с ветерком по крутому бездорожью, следует накачивать подвески сильнее, чем тем, кто ездит помедленнее, по городским или достаточно ровным сельским дорогам.
Удары на таких вилках гасятся гидравлическим амортизатором — поршнем с небольшим отверстием, перемещающимся вверх и вниз в наполненном маслом цилиндре. Обычно амортизация увеличивается за счет выбора более высокого числа и уменьшается выбором меньшего числа на ручке или диске. Если амортизация кажется вам недостаточной, замените имеющееся масло более вязким. Как правило, фирмы-изготовители предлагают купить якобы специальное масло с особыми добавками собственного изготовления, но вы вполне можете пользоваться любым другим. Лучше всего, и с точки зрения цены, и с точки зрения эффективности, использовать автоматическую трансмиссию, купить которую можно в любом автомагазине, и чем выше будет число, тем лучше амортизация.
Другие принципы работы подвесок
Самая простая и самая надежная подвеска — это пружинная, состоящая из стержня и пружины. Таких на рынке имеется несколько разновидностей. В большинстве подвесок используется все та же пружина, амортизирующее действие которой дополняется установкой подушек из эластомера, смягчающего удары, которые приходятся на нижний край вилки. На дешевых моделях используется только подушка из эластомера. На некоторых, самых сложных пружинных подвесках устанавливается регулятор, позволяющий придавать пружине небольшой предварительный натяг. Кроме того, подвеска может оборудоваться регулятором трения, способным усиливать или ослаблять амортизирующий эффект. Поскольку никакая из указанных подвесок не влияет на геометрию рулевого управления, ставить на свой велосипед вы можете любую, причем на любой велосипед, не обязательно только на горный. Установка вилки — работа очень несложная, сделать это сможет любой «домашний» механик, просто следуйте приведенной в этой главе инструкции по съему и установке руля и выноса руля.
<—— Назад ♦♦♦♦♦ Вперёд ——>
BICYCLES